Конечно, после трудной рабочей недели хочется отдохнуть. Хочется не думать о делах, выспаться в выходные, побыть с семьей. Говорят: понедельник — день тяжелый? Ну да, после выходных трудно возвращаться в рабочий режим. Это ясно.
А что дальше? Рабочая неделя. И к воскресенью ты уже так устаешь, что порой думаешь, может и в храм в этот раз не пойти, пропустить разок воскресную службу? Но, как правило, если в воскресенье не прийти в храм, предстоящая неделя будет очень трудной, это подмечено многими.
Получается, что приоритеты расставляются неверно в этом случае — Бог оказывается на последнем месте после наших земных дел, работ, отдыха и т.д. А Бог должен быть на первом месте, тогда все остальное будет на своём. Когда начнешь воскресный день с храма, с благодарности Богу, Он Сам будет помогать во всех дальнейших наших делах, и неделя пройдет, как по маслу. А когда пропустил воскресную литургию, то и крутишься дальше сам. Но без Божией помощи все намного труднее делается.
Я задумалась: а почему первым днем недели обязательно должен быть понедельник? Ведь можно же начинать неделю с воскресенья? Как в церкви и заведено. Принять это для себя за правило. Проснулся, сходил в храм, и живи себе радостно всю новую неделю. Работай все будни, в субботу можно отдохнуть, а с воскресенья — новый цикл.
В русском языке слово «Воскресенье» напоминает нам о том, что Христос Воскрес! Это — центральное событие в истории человечества. И каждое воскресенье — это малая пасха.
Вот и решила я теперь, что буду отмерять дни, начиная с воскресенья, с главного дня недели, а не с понедельника, дня тяжелого. Как хорошо сделать в первую очередь самое важное — начать неделю с Господа, прийти помолиться в храм, исповедаться, причаститься, поблагодарить Бога за все, а потом уже Сам Господь благословит тебя, твои земные дела и труды на предстоящую неделю!
Автор: Яна Зотова
Все выпуски программы Частное мнение
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (08.10.2024)
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Сегодня в храмах звучат слова из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Галатам — одни из самых любимых мной слов апостола, которые в очень ёмкой, краткой формуле отражают самое существо духовной жизни христианина.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Блаженный Августин, размышляя об этих словах апостола Павла, обращает внимание на то, что фраза «на таковых нет закона» — о том, что для праведных закон — не в принуждение, а праведность для них — наибольшая и сильнейшая потребность.
Другими словами, праведный образ жизни для человека — не есть нечто «противоестественное», вопреки природе и существу: напротив — только в праведности человек способен раскрыться как богоподобная личность, состояться, реализовать собой Божий замысел.
Примечательно, что если средоточие всех добродетелей — любовь, то корень и источник всех пороков, по мысли Августина, — прелюбодеяние, понимаемое как «любовь, оторванная от законного брака и ищущая повсюду удовлетворения своей похоти». Если вдуматься в эти слова, дальнейшие «мАркеры духовности» апостола — благость, воздержание, кротость и другие — приобретают более яркое звучание.
Но, прежде чем мы продолжим, необходимо сфокусировать внимание на сути прелюбодеяния — как его видит блаженный Августин. В здоровом браке любовь не предполагает собственничества, циничного использования другой стороны ради своего удовольствия: отношения любящих друг друга — это непрестанный диалог, взаимодействие, желание послужить и оказать благодеяние другому. Прелюбодейная любовь — всегда хищническая, отнимающая, завладевающая другим. И по большому счёту, мы каждый раз решаем, каким именно образом мы любим — собственнически или не-собственнически.
Чтобы ещё сильнее в этом убедиться, давайте послушаем, как глубоко Августин разбирает дальше этот отрывок послания апостола Павла к Галатам: «Служение идолам — крайнее прелюбодейство души, когда ведётся жесточайшая война против Евангелия и примирившихся с Богом; пепел прелюбодейства, пусть давно уже только теплится, всё ещё может воспылать. Противоположность этому — мир, которым мы примиряемся с Богом. Когда тот же мир приходит к людям, то мы исцеляемся от пороков — волшебства, враждебности, склонности спорить, ревности, упрямства, вздорности, — чтобы сдержанно обращаться и с теми, среди кого мы живём. Долготерпение учит переносить такие пороки, доброта — их исцелять, благость — их прощать. Вера сражается с ересью, кротость — с завистью, воздержание — с пьянством и разгулом». По-моему, совершенно прекрасная цитата.
Помоги же нам, Господи, научиться вовремя распознавать даже самые тонкие поползновения нашей души на хищническое обладание любовью — и не позволять соблазнам захватить в плен нашу душу!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Гилберт Кит Честертон». Священник Александр Сатомский
У нас в студии был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
Разговор шел об английском писателе и христианском мыслителе Гилберте Честертоне, как в его произведениях присутствуют христианские смыслы, и чем они могут быть полезны православному человеку.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер