
Илья Муромский
Когда мне было 6 лет, я впервые с родителями поехал в Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме. Мы хотели приложиться к мощам святых покровителей семьи Петру и Февронии.
Не успели мы зайти на территорию, как я, увидев стаю голубей, бросил папину руку и побежал с ними знакомиться — гонять птиц по всему монастырю. Родители меня почти отловили. Но я увернулся и побежал к новому объекту интереса — за калиткой в монастырском заборе росли яркие цветы. Перещупав бутоны, я переключился на парники. В одном из них я заметил огромный помидор, на маленьком кустике, который едва удерживал этого красного гиганта. Сочный, спелый, манящий помидор! Я залез в парник и принялся с силой откручивать овощ, представляя, как буду его есть.
«Ты что тут делаешь!?» — раздался рядом чей-то голос. — «Сюда заходить нельзя!» Я вздрогнул от неожиданности, и обернувшись, увидел пожилую женщину в подряснике и с большим крестом на груди. Она сидела в инвалидной коляске на веранде деревянного дома за парником. Это была настоятельница Троицкого монастыря — матушка Тавифа. Глаза казались добрыми, но голос прозвучал серьёзно и строго. Я от испуга так и замер, глядя на игуменью.
В этот момент меня кто-то резко схватил за руку. Это была мама. Ей было стыдно за меня и очень неловко. Она извинилась перед матушкой и мы направились к выходу из сада. Но матушка Тавифа окликнула нас и сказала, что я могу взять тот самый помидор, который попытался утащить из её парника. Я чуть сам не покраснел как этот помидор, но все же взял. Дома мама порезала его в салат. Помидор и правда очень вкусным.
Я вспоминаю тот вкус каждый раз, когда в жизни появляется искушение ... нет, не украсть. С этим все понятно. Когда появляется желание лезть, как говорится, в чужой огород. Туда, куда меня не просили заходить. И я одергиваю себя всякий раз, когда чувствую, что мои желания пересекаются с интересами других людей. Или что я вторгаюсь в чужую жизнь. Да, мне было тогда всего 6 лет. Но неловкость от, казалось бы, невинного детского непосредственного поступка осталась.
Автор: Илья Муромский
Все выпуски программы Частное мнение
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











