Когда мне было 6 лет, я впервые с родителями поехал в Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме. Мы хотели приложиться к мощам святых покровителей семьи Петру и Февронии.
Не успели мы зайти на территорию, как я, увидев стаю голубей, бросил папину руку и побежал с ними знакомиться — гонять птиц по всему монастырю. Родители меня почти отловили. Но я увернулся и побежал к новому объекту интереса — за калиткой в монастырском заборе росли яркие цветы. Перещупав бутоны, я переключился на парники. В одном из них я заметил огромный помидор, на маленьком кустике, который едва удерживал этого красного гиганта. Сочный, спелый, манящий помидор! Я залез в парник и принялся с силой откручивать овощ, представляя, как буду его есть.
«Ты что тут делаешь!?» — раздался рядом чей-то голос. — «Сюда заходить нельзя!» Я вздрогнул от неожиданности, и обернувшись, увидел пожилую женщину в подряснике и с большим крестом на груди. Она сидела в инвалидной коляске на веранде деревянного дома за парником. Это была настоятельница Троицкого монастыря — матушка Тавифа. Глаза казались добрыми, но голос прозвучал серьёзно и строго. Я от испуга так и замер, глядя на игуменью.
В этот момент меня кто-то резко схватил за руку. Это была мама. Ей было стыдно за меня и очень неловко. Она извинилась перед матушкой и мы направились к выходу из сада. Но матушка Тавифа окликнула нас и сказала, что я могу взять тот самый помидор, который попытался утащить из её парника. Я чуть сам не покраснел как этот помидор, но все же взял. Дома мама порезала его в салат. Помидор и правда очень вкусным.
Я вспоминаю тот вкус каждый раз, когда в жизни появляется искушение ... нет, не украсть. С этим все понятно. Когда появляется желание лезть, как говорится, в чужой огород. Туда, куда меня не просили заходить. И я одергиваю себя всякий раз, когда чувствую, что мои желания пересекаются с интересами других людей. Или что я вторгаюсь в чужую жизнь. Да, мне было тогда всего 6 лет. Но неловкость от, казалось бы, невинного детского непосредственного поступка осталась.
Автор: Илья Муромский
Все выпуски программы Частное мнение
«Светлая музыка». Яна Иванилова
У нас в гостях была оперная певица, заслуженная артистка России Яна Иванилова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыке, вере, новогодних и рождественских традициях, а также о том, как хорошая музыка может поддерживать людей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Новогодний выпуск»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова, а также наш гость — клирик храма Преображения Господня в селе Большие Вязёмы Московской области протоиерей Сергий Конобас — поделились светлыми новогодними историями.
Ведущие: Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлые истории
Иван Шишкин. «Часовня в лесу»
— Какая богатая коллекция живописи в Псковском музее-заповеднике! Столько известных художников здесь представлено! Вот, например, Андрей, взгляни, картина Ивана Шишкина «Часовня в лесу». Тебе нравится?
— Да, Алла, произведение очень выразительное! Обрывистый песчаный берег реки. Вековые деревья мощными корнями держатся за осыпающуюся почву. Их кроны почти полностью заслонили небо. У самой кромки воды – бревенчатая часовенка с шатровым куполом. Студёная влага струится по камням… Картина дышит покоем!
— Я раньше никогда её не видела!
— Эта работа Шишкина малоизвестна. Хотя имеет интересную историю!
— Ой, а расскажи, пожалуйста!
— С удовольствием! Художник написал «Часовню в лесу» в 1893 году, после путешествия к истокам Волги.
— К истокам Волги – это на нашу с тобой родину, в Тверскую область?
— Именно так, сестрёнка. Иван Иванович отправился на пленер со своим другом, фотографом Евгением Вишняковым. Они доехали из Санкт-Петербурга в Вышний Волочёк на поезде, затем в карете до Осташкова. Там наняли лодку, добрались до Ниловой Пустыни на озере Селигер. А после отправились на телегах в село Волговерховье, где берёт начало великая река.
— Насыщенный маршрут – и по земле, и по воде!
— И преодолеть его оказалось непросто! Друзей преследовал дождь, дороги размыло, на Селигере бушевал шторм. Шишкин был недоволен тем, что мало удавалось работать. По итогам путешествия он написал несколько пейзажей, в том числе и тот, что висит перед нами – «Часовня в лесу».
— А что за место изображено на картине, неизвестно?
— Это село Волговерховье. Часовню там, над истоком Волги, поставили ещё в середине семнадцатого века насельники Волго-Верховского Спасо-Преображенского монастыря. Спустя сто лет эта обитель сгорела и больше не восстанавливалась. Однако, освящённый сруб над истоком реки уцелел, к нему продолжали тянуться паломники.
— Интересно, а сейчас часовня стоит над родником, который питает Волгу?
— Стоит! Конечно, это уже не то здание, что некогда сложили монахи. На протяжении веков сруб не раз разрушался, его отстраивали заново. Так, избушка с шатровой крышей, запечатлённая Шишкиным, сгорела во время Великой Отечественной войны в 1942 году. Но бойцы, прокладывавшие в тех местах узкоколейку, тут же восстановили здание.
— Казалось бы, до того ли им было – в 1942-ом под Тверью шли ожесточённые бои…
— Видимо, в сердцах воинов жила вера в Бога. Здание, построенное солдатами, простояло пятнадцать лет. В 1957 году над истоком реки поставили новый сруб. А в 1995-ом патриарх Алексий Второй освятил его. Там можно помолиться, набрать воды из родника.
— Давай побываем в Волговерховье, Андрюша?
— Мне и самому пришла в голову эта мысль, сестрёнка! Иван Шишкин с такой любовью изобразил на картине «Часовня в лесу» заповедный уголок у истока Волги, что непременно хочется туда отправиться!
Картину Ивана Шишкина «Часовня в лесу», можно увидеть в Псковском государственном объединённом историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
Все выпуски программы: Краски России