Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Политкорректность


- А как нужно называть местных темнокожих? - спрашиваю я знакомого француза.
- А зачем тебе? - подозрительно интересуется он.
- Ну вот неграми их называть нельзя, они обижаются. Ну и поскольку они большей частью ребята накачанные и агрессивные, могут и в драку полезть за такие слова. А как их называть? Афрофранцузы?
- Нет, конечно. Можно их называть "черные" (по-французски "noir"). Но вообще лучше их никак не называть...

Современное общество, в своем стремлении соблюсти никого не обидеть и не задеть ничьи чувства, на мой взгляд, немного зашло в тупик. Под предлогом своих нежных и легко задеваемых чувств различными борцами за справедливость сегодня переписывается Евангелие и другие книги, в которых определенные категории людей называются не так, как того требует современная политкорректность. Причем эти требования все время меняются. Сегодня нельзя задевать чувства темнокожих, завтра лиц арабского происхождения, послезавтра - женщин и лиц нетрадиционной ориентации... Целые тома различных трудов пишутся на тему того, как следует выражаться и называть правильно те или иные явления или категории людей.

Несомненно, в этой самой политкорректности есть свое рациональное зерно. Только к сожалению, оно как обычно потерялось в интенсивных баталиях и манифестациях со стороны тех, у кого есть время и средства защищать свои интересы и продавливать свои правила.
Действительно, есть слова, которые в силу исторических причин неприятно и даже оскорбительно слышать для тех или иных народов или других категорий людей. Например, называть словом "жид", которое абсолютно нормально употребляется в произведениях Гоголя или Бунина, сегодня, после всего что произошло в отношении еврейского народа в 20м веке, будет не по-человечески. Или, например, оскорблением воспринимают название "вотяки" удмурты, хотя прежде это было обиходное слово для этого народа. Впрочем, вы и сами знаете такие примеры - их очень много.

Но есть такие же неприятные слова, о которых мало кто знает, что они неподходящие для обозначения данного явления. Например, многие ли из нас знают, что глухие не любят, когда их называют глухонемыми? Потому что чаще всего глухие умеют говорить: даже если не обычными словами, то уж точно на жестовом языке. Пускай для обычных слышащих это бестолковое размахивание руками, для глухих это свой собственный вид коммуникации, и их никак нельзя назвать немыми.

Сложно сказать, где должна проходить грань между требованиями запретить то или иное неполиткорректное определение и реальным его запретом. Мне кажется, во всем нужно искать золотую середину, руководствуясь здравым смыслом. Главным критерием, который необходимо учитывать, на мой взгляд, должно быть реальное желание не обидеть людей этой категории или этого народа. А не стремление избежать проблем с особо горластыми или склонными к агрессивной защите своих мнимо нежных чувств людьми.

Радио ВЕРА

Последние записи

Бзоба. Вербное воскресенье в Грузии

Грузия — страна, принявшая христианство в глубокой древности. Первые христиане появились в Иверии, древней Грузии, еще в первом веке.…

28.04.2024

Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Флп., 247 зач., IV, 4-9. Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда…

28.04.2024

Икона Божией Матери «Избавительница»

Пресвятую Богородицу с первых веков христианства верующие почитают своей Защитницей. Божия Матерь всегда откликалась на молитвы, помогала…

27.04.2024

Принять участие в возрождении Знаменского храма в селе Яковлево

Александр Воробьёв — доброволец и участник проекта «Школа хранителей храмов», созданного фондом «Белый ирис». Вот уже несколько…

27.04.2024

«Вербное воскресенье. Страстная седмица». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. Разговор шел…

27.04.2024

This website uses cookies.