
— Дорогой Бог! Сколько там людей у Тебя, на Небе? Много, наверное. Почему я заболел, Бог? Эти противные лекарства... У меня ведь скоро контрольная по грамматике. Думаю, что сдам. А Ты звёзды видишь на небе? Папа говорил, что это Ты их создал. Здорово, что я дома, а не в больнице, да? Знаешь, но больше всего я хочу, чтобы мама снова смеялась. Я так давно этого не видел.
Восьмилетний Тайлер Доэрти тяжело болен — у него рак. Мальчик перенёс операцию и химиотерапию. Он понимает, что в любой момент может умереть. Но не унывает, а радуется жизни. Искреннему оптимизму Тайлера многие могли бы позавидовать. Как же ему это удаётся? Каждый день Тайлер пишет новое письмо Богу. Делится с Ним своими мыслями и чувствами, бедами и радостями. Просит позаботиться о своих родных и близких. Запечатывает послание в конверт, наклеивает марку, и опускает в почтовый ящик. Вот такой сюжет у кинофильма «Письма Богу» — фрагмент из него мы только что послушали. Фильм американского режиссёра Дэвида Никсона вышел на экраны в 2010 году. Автором сценария стал актёр Патрик Даути. В основу фильма легла подлинная история его сына. В прокат фильм вышел под слоганом «Надежда заразительна». И он, пожалуй, как нельзя лучше отражает суть этой картины.
Но как же письма Богу, опущенные в самый обычный почтовый ящик, могут достигнуть адресата? Почтальон по имени Брейди МакДэниелс решил, что их нужно отнести в церковь. А вот у священника, с которым он там встретился, оказались на этот счёт другие соображения.
— Знаете, я думаю, Бог не просто так вложил эти письма в ваши руки. И вы должны сохранить их.
— Нет, нет. Я не знаю, что мне с ними делать.
— Ну, для начала идите домой, и ложитесь спать. А потом — просто слушайте Бога. Бог скажет, что с ними сделать. В конце концов, они же Ему написаны.
Фильм «Письма Богу» раскрывает важный момент духовной жизни человека: чтобы услышать Бога, нужно к Нему обратиться. В любой беде в самой сложной ситуации — не отчаиваться, не замыкаться в себе, а довериться Господу. Конечно не всегда путь к вере бывает простым — об этом кинокартина режиссёра Дэвида Никсона тоже напоминает. Некоторые герои, например, мать Тайлера и его старший брат Бен — проходят через серьёзные сомнения. В картине немало напряжённых психологических моментов. Но гораздо больше — светлых, позитивных, от которых на душе становится тепло и хочется улыбаться. Актёр Таннер Магуайер, несмотря на юный возраст, сумел исполнить роль Тайлера трогательно, эмоционально и естественно. А режиссёру Дэвиду Никсону удалось снять жизнеутверждающий фильм, показав, что огонёк любви и искренней веры одного человека способен зажечь сердца многих других людей, преобразить их, примирить друг с другом и с самими собой, сделать лучше и добрее. В одном из эпизодов почтальон Брейди признаётся, что ему очень помогли письма Тайлера Богу.
— Я знаю, читать чужие письма нехорошо. Но это того стоило. Потому что я теперь понял, что в жизни есть много вещей, таких, о которых я не знал. Он подарил мне надежду, что кто-то, так же, как и я, может поверить во что-то... Поверить в Бога.
Как я уже упоминал, в основу фильма легли реальные события. А эпиграфом к картине стали слова апостола Павла из Второго послания Коринфянам: «Вы — письмо Христово, ... написанное не чернилами, но Духом Бога Живого».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 95 зач., VII, 14 - VIII, 2.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Человек как существо не ограничен телом. В этом убеждена Православная Церковь, полагающая, что люди не должны рассматриваться исключительно в категориях физики и химии. Мы нечто большее, чем гормоны и ферменты. Об этом, в частности, рассуждает апостол Павел в отрывке из 7-й и 8-й глав послания к Римлянам. Этот текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 7.
14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
Глава 8.
1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
Христианство учит, что человек — высшее творение Божие. Создавая Адама и Еву, Господь определил, чтобы человек стал как бы «пограничным» существом. С одной стороны, у человека есть бессмертная душа, которая роднит его с миром духовным. С другой — человеческое тело по своему устройству похоже на тела животных. Таким образом, мы являемся обладателями сложной природы. По мнению одних богословов, эта природа состоит из двух уже упомянутых частей — тела и души. По мнению других — к имеющимся двум составляющим добавляется третья — дух.
Активные размышления об устройстве человека среди христианских мыслителей начались после того, как древняя Церковь перешагнула границы иудейской цивилизации и приняла в общение людей иных национальностей и культур. Прежде всего, греков, которые сделали античную философию основой христианского богословия. Для древнегреческих философов было характерно с подозрением относиться к телу, которое, по их мнению, было темницей души. Античная культура даже противопоставляла тело и душу. Такое отношение отчасти было позаимствовано и христианством той эпохи.
Некоторые философские школы древней Греции имели мистическую направленность. Наряду с душой они признавали наличие у человека ещё и духа — особой составляющей, отвечающей за связь с миром духовным. Часто дух именовался умом, поскольку именно ум более всего ценился античными мудрецами. В среде христианских богословов древности дискуссия об устройстве человека длилась несколько веков, но окончательное мнение насчёт того, сколько же в человеческой природе частей, так и не сформировалось. Иными словами, оба подхода получили право на существование. Но при одном условии.
Христианство верит, что человек был создан Богом как целостное существо. Поэтому Церковь отказывается от разделения человека на составляющие, а самое главное — от их противопоставления друг другу. Имеющиеся в нас материальное и духовное начала должны пребывать в гармонии и находиться в согласии с замыслом Творца. Конечно, тело, бывает доставляет нам неудобства. Потому апостол Павел и восклицает: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?». Но тот же апостол в целом с оптимизмом смотрит на земную жизнь, где при всех недостатках и ограничениях всё же проявляет себя благодать Божия. Благодать, освящающая и душу, и тело того, кто живёт в жертвенном служении Христу Спасителю.
Таким образом, тело не является чем-то по умолчанию плохим или ненужным. Тело, как и любая другая составляющая человеческого естества, может подобно инструменту использоваться нами либо во благо, либо во осуждение — в зависимости от того, куда направлена дарованная Богом свобода. И если мы всё же поддаёмся греху, то превращаем тело (по апостолу Павлу храм души) в страстную плоть. Из этого следует довольно простой, но важный вывод. Не нужно ставить знак равенства между телом и плотью. И, конечно, следует тело, как и любой другой дар Божий, использовать исключительно для достижения спасения, дарованного нам Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Онкологика» оперативно помогает тем, кто столкнулся с раком

Фонд «Онкологика» шесть лет помогает взрослым людям с диагнозом рак, а также их близким по всей России. Фонд рассказывает, куда обратиться в первую очередь и что для этого нужно, оплачивает обследования, приобретает медицинские изделия, проводит юридические и психологические консультации и даже предоставляет продукты.
История фонда началась с Мирославы Сергеенко. Девушка сама перенесла рак. Пройдя через все трудности, связанные с болезнью, она поняла, насколько важны пациентам поддержка и грамотная навигация на этом пути. Спустя время Мирослава основала фонд «Онкологика», куда теперь каждый день обращаются сотни людей.
Однажды на горячую линию фонда позвонил и Никита из Нижегородской области. Ему 20 лет. Парень учится на сварщика и больше года живёт с четвёртой стадией рака. Никита проходит лечение и не думает сдаваться. «Эмоционально это тяжело, но главное – не надо отчаиваться. Нужно быть оптимистом, и обязательно всё получится», - говорит он. При этом молодой человек признаётся, что без помощи фонда «Онкологика» выстоять было бы в разы сложнее. Так получилось, что семья Никите не помогает, парень живёт самостоятельно. И когда он заболел и не смог работать, то столкнулся с финансовыми трудностями. Но благодаря друзьям и фонду он обрёл поддержку.
Команда проекта помогла ему оформить инвалидность, обеспечила продуктами, а также оплатила проезд в Москву, до больницы, и обратно.
Если вам или вашим близким тоже важна поддержка, позвоните на горячую линию фонда «Онкологика»: 8 800 350 57 85, вас не оставят в беде. Больше узнать о фонде, поддержать его работу и благополучателей можно на официальном сайте. Ваша помощь станет опорой для тех, кто не в силах справиться сам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Исторический контекст Нагорной проповеди». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Нагорной проповеди Спасителя, об историческом контексте этого события, для кого эта проповедь произносилась и как воспринималась слушателями.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер