1 Пет., 62 зач., IV, 12 — V, 5.
Глава 4.
12 Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного,
13 но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.
14 Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется.
15 Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое;
16 а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь.
17 Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?
18 И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?
19 Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро.
Глава 5.
1 Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться:
2 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия,
3 и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду;
4 и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.
5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В наше время считается дурным тоном говорить о суде Божием. Мы склонны делать акцент на том, что Бог, по мысли апостола и евангелиста Иоанна Богослова, есть любовь, ну а если Бог — любовь, то о каком суде может идти речь? Как любовь может судить и, тем более, как любовь может осуждать? Любовь у нас с какого-то момента стала синонимом всепрощения, но разве справедливо такое отождествление? Разве любовь не способна требовать и наказывать за неисполнение требуемого? Если мы спустимся на бытовой человеческий уровень, то не увидим ли мы в самих себе того, что как раз любовь, любовь без остатка и любовь самозабвенная, такая, какую имеют родители к своим детям, наиболее требовательна и особо ранима? Конечно, сопоставлять любовь Бога к человечеству и любовь родительскую не вполне корректно, но общие черты вполне очевидны: Бог пострадал и умер за Своё творение, нормальный родитель тоже готов умереть за своего ребёнка, но отменяют ли эти факты требовательности, которая является составляющей частью любви? Разве родители не судят своих детей?
Именно о суде Божием, среди прочего, идёт речь в этом отрывке Первого соборного послания апостола Петра. Конечно, мы можем закрывать глаза на эти апостольские слова, мы можем их трактовать так, как нам заблагорассудится, Бог дал нам свободу, и Он не намерен нас её лишать. Но вряд ли отворачиваться — действенный способ реагировать на возникающие проблемы.
Для авторов Священного Писания суд Божий — одна из важнейших тем, которую они так или иначе затрагивают. Кто-то из библейских авторов склонен видеть в суде Божием один из нравственных ограничителей, а кто-то — надежду и утешение. Ко вторым можно отнести и апостола Петра, он пишет, что «время начаться суду с дома Божия», и этими словами он объясняет феномен христианского мученичества. Ему вторит преподобный Максим Исповедник, которому принадлежат такие слова: «Наступило время осуждения греха и начало этого осуждения положено, через страдания, верующими, познавшими Истину и отложившими, благодаря Крещению, рождение соответственно наслаждению». Конечно, в человеке, который целью своей земной жизни видит достижение спокойствия, довольства и умиротворения с наслаждением, мысли апостола Петра и преподобного Максима не найдут своего отклика. Но для христиан они вполне очевидны: каждый из нас носит в себе последствия грехопадения Адама и Евы, сами по себе эти последствия — и есть свершившийся суд Божий, они — неизбежное наказание, избавиться от которого можно только на пути сораспятия Христу Спасителю, то есть через уподобление Ему в смиренном принятии всего, что приуготовил нам Бог.
13 декабря. Об искушениях

В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым».
Об исправлении ближнего с любовью — протоиерей Максим Первозванский.
Есть такая отеческая премудрость, что, как правило, мы осуждаем других в том, что есть где-то, может быть, в зачаточном состоянии в нас самих, в каком-то иногда явном, иногда латентном состоянии.
И поэтому апостол предупреждает, чтобы мы, если кого-то и берёмся исправлять, то делали это не только с любовью, но главное, с кротостью, помня, что раз мы это заметили и взялись исправлять в других, значит, и сами мы недалеко от подобных ошибок. И поэтому в другом месте апостол Павел напоминает нам: «Блюдите, яко опасно ходите, яко же не мудрии, но яко же премудрии».
Все выпуски программы Актуальная тема
13 декабря. О почитании апостола Андрея Первозванного

Сегодня 13 декабря. День памяти Апостола Андрея Первозванного.
О его почитании на Руси — протоиерей Константин Харитонов.
Апостол Андрей Первозванный особенно почитается у нас на Руси. Он — первый проповедник Евангелия на землях нашего отечества.
На государственном уровне он отмечен тем, что самая главная награда нашей России — это орден апостола Андрея Первозванного, который был учреждён Петром I, но, к сожалению, был упразднён в 1917 году. Но он вновь возобновлён в 1998 году, и награждаются им самые выдающиеся деятели нашего отечества.
Также особенно почитается апостол Андрей Первозванный в российском флоте: флаг апостола Андрея Первозванного венчает эскадры нашего флота. Апостол Андрей Первозванный является покровителем и защитником нашего отечества, поэтому ему особенно молятся о защите нашей родины. Святой апостол Андрей Первозванный, моли Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема
13 декабря. О творчестве Карло Гоцци
Сегодня 13 декабря. В этот день в 1720 году родился итальянский писатель и драматург Карло Гоцци.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Самые знаменитые его комедии — «Любовь к трём апельсинам», «Турандот» — были использованы и впоследствии переработаны многими и многими писателями и композиторами, в том числе и Сергеем Прокофьевым, создавшим в 1919 году свою оперу.
Возвращаясь к Карло Гоцци, скажем, что шумный успех этих его произведений объяснялся причудливым сочетанием комического и трагического в сюжете. А ведь наша жизнь никогда не бывает сплошной чёрной полосой и вместе с тем не представляет собой бал-маскарад, но, если смотреть на неё с высоты птичьего полёта, учит каждого человека, по слову апостола Павла, не отчаиваться и в отчаянных обстоятельствах, и в радостях не впадать в самозабвение, но сохранять благодарственное, доверительное отношение к промыслу Божиему.
Этим сочетанием трагического и комического достигалось жизнеподобие пьес Карло Гоцци, их долгожизненность на театральной сцене.
Все выпуски программы Актуальная тема











