
1 Пет., 60 зач., III, 10-22.
Глава 3.
10 Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей;
11 уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему,
12 потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло (чтобы истребить их с земли).
13 И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?
14 Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь.
15 Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.
16 Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.
17 Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые;
18 потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,
19 которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал,
20 некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды.
21 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа,
22 Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В этом апостольском отрывке есть фраза, с которой смогут согласиться далеко не все, апостол Пётр задаётся риторическим вопросом: «И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?» Вроде бы ответ очевиден, а потому и вопрос лишь риторический: никто не сделает злого тому, кто всеми силами стремится к добру. Но здесь легко может возникнуть возражение: у каждого из нас есть масса примеров того, как наши — и не только наши — добрые дела были интерпретированы окружающими дурным образом, да и жития святых, особенно мучеников первых веков христианства, тоже приводят к мысли о том, что добро далеко не всегда воспринимается окружающими должным образом.
Но апостол Пётр — не какой-то модный тренер по личностному росту и по общению с окружающими, он — Христов апостол, а потому он размышляет не в категориях удобства временной жизни, его взор обращён в первую очередь в вечность, и в своих размышлениях он отталкивается не от психологии общения, а от примера Христа Спасителя.
Пётр упоминает возможную, а, может, даже и неизбежную, негативную реакцию на добрые поступки, но для него это вовсе не проблема, он пишет, что «если угодно воле Божией», то «лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые». Важно же не это, а чистота совести. Идеальный пример здесь — Христос Спаситель, Который не сделал никакого зла, но тем не менее был приговорён к позорной казни. Итальянский мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли заметил: «Всякий, кто старается всё время быть хорошим, неизбежно в конце концов окажется погребённым среди огромного множества тех, кто нехорош». Он прав. Так произошло и со Христом. Вообще даже крайне отрицательно настроенный по отношению к христианству человек не может не признать, что голгофские события не были обусловлены недостойным поведением Христа, они — следствие злой человеческой воли, которая дала себя знать в полной мере.
Более того, если внимательно присмотреться к евангельскому рассказу, то станет очевидным: Христос не мог уклониться от взятия под стражу, суда и смерти, оставаясь нравственно безупречным. Любые шаги, которые Он мог бы сделать ради Своего спасения, были бы уклонением от добра. Пусть и небольшим, пусть и по человеческим меркам дозволительным, но — уклонением. Конечно, Он боялся смерти, Он глубоко скорбел от того, что на Него надвигается, но самым главным Его страхом было нарушение воли Бога-Отца, и Он её не нарушил. К тому же самому апостол Пётр призывает и всех, верующих Христу и во Христа.
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О почитании Калужской Иконы Божией Матери

Сегодня 15 сентября. День памяти Калужской Иконы Божией Матери.
О её почитании — священник Захарий Савельев.
Пресвятая Богородица изображена в момент чтения. И действительно, это особенный образ Божией Матери, ведь даже на этой иконе виден процесс чтения. И, в общем, этот образ являет собой наказ читать, наказ просвещаться и, самое главное, конечно же, молиться. То есть такое чудотворное изображение Престо-Богородицы учит нас и труду, и молитве.
В наше непростое время образ Престо-Богородицы посетил всю Калужскую землю. В самые тяжёлые моменты истории нашего государства этот образ защищал калужан. Это случалось и во время 1812 года. Во время холеры в конце XIX века этот образ Божией Матери также избавил Калугу от этого страшного поветрия.
И в наше сегодняшнее непростое время также Пресвятая Богородица своим молитвенным заступничеством и чудом, явленным в этом иконографическом изображении, не оставляет верующие сердца и, опять же, призывает нас всех молиться, трудиться и просвещаться.
Все выпуски программы Актуальная тема