
Апостол Пётр
1 Пет., 61 зач., IV, 1-11.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Не раз уже было замечено, что в век изобретения обезболивающих, люди практически совершенно разучились терпеть. Причём уже не только боль, но и скуку, и самые разные неудобства. Но возможно ли говорить о положительной роли страданий? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы Первого соборного послания апостола Петра, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 4.
1 Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить,
2 чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией.
3 Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению;
4 почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас.
5 Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых.
6 Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом.
7 Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах.
8 Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов.
9 Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота.
10 Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией.
11 Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
Для большинства людей вполне естественно избегать боли и страданий. Причём, так или иначе научившись побеждать боль физическую, люди пошли дальше и занялись болью душевной, начав борьбу с любыми проявлениями психологического дискомфорта. И действительно, если есть возможность обезболить, почему бы этого не сделать. Но существуют ли разумные границы у таких рассуждений? Ведь в итоге можно назвать болью любое неудобство и начать с ним бороться. Само по себе стремление к удобству неплохо, но если все и во всём будут делать только то, что им удобно и так, как им удобно, мир попросту рухнет. И он всё ещё стоит именно потому, что для большинства из нас есть вещи, которые важнее наших желаний. Собственно, только научившись терпеть и верно выбирать приоритеты, мы учимся достигать сложных, но по-настоящему важных целей.
Для христиан древности было совершенно очевидно, что постоянное стремление к удовольствию и комфорту создаёт вокруг человека иллюзорный мир, в котором разные желания начинают буквально разрывать человека на части. И, напротив, претерпевание страданий ради более высоких целей позволяет выстроить верную иерархию. Мы помним, что в Гефсиманском саду Христос молится о том, чтобы избежать грядущих страданий, но вместе с тем, Он также знает, что Ему необходимо войти в опыт человеческой смерти, чтобы изнутри разрушить её владычество. Однако как же нам сегодняшним воспринять совет апостола, если зачастую нас не гонят физически, а с телесной болью мы перестали мириться и употребляем обезболивающие? Неужели отказываться от них? Думаю, нет. Во-первых, потому, что далеко не все, испытывая боль, становятся лучше. Есть немало тех, для кого она становится универсальным оправдательным средством, которое, как будто бы позволяет вести себя, как угодно. Во-вторых, не менее, а часто и более плодотворными оказываются страдания нравственные. И уж в этой сфере важно не употреблять никаких обезболивающих средств, но разбираться с причинами и стараться их устранить. Кажется, смысл апостольского совета именно в этом. Он говорит: «Довольно, уже вы избегали всякого страдания и жили по своим похотям.... Господь ради Вас потерпел, потерпите теперь и вы ради того, чтобы Его замысел воплотился в мире. Прежде всего любите друг друга и одно это уже покроет множество грехов. Ищите не того, чтобы вам послужили, но, напротив, посильно служите друг другу каждый тем даром, который получили от Бога».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Деяния святых апостолов

Деян., 20 зач., VIII, 26-39.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Все христиане знают, что нужно регулярно читать Священное Писание. Однако между этим знанием и самим чтением огромный зазор, а потому на исповеди священники постоянно слышат упоминание одного и того же греха: люди каются в том, что они не читают Писание, а если и читают, то мало и редко. Как же приучить себя к чтению Слова Божия? Давайте попытаемся дать ответ на этот вопрос после того, как послушаем отрывок из 8-й главы книги Деяний святых апостолов. Этот отрывок звучит сегодня во время литургии в православных храмах, и центральное место в нём занимает рассказ о чтении одной из книг Ветхого Завета.
Глава 8.
26 А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста.
27 Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения,
28 возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию.
29 Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице.
30 Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь?
31 Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним.
32 А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих.
33 В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его.
34 Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом?
35 Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе.
36 Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?
37 Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий.
38 И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его.
39 Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.
В наши дни иудаизм — это религия евреев. Иудеи не пытаются привлекать к себе кого-либо иного, по этой причине нам неизвестны иудейские миссионеры, действующие, скажем, в юго-восточной Азии или же в Центральной Америке. Однако иудаизм далеко не всегда был таким, каким знаем его мы, и свидетельство тому — только что услышанный нами отрывок книги Деяний, который начался с сообщения о том, что апостол Филипп встретил эфиопа, который приехал в Иерусалим для поклонения. Иными словами, этот африканец воспринимал Иерусалим как место религиозного паломничества, единственным же объектом для паломничества в Иерусалиме в ту пору был Иерусалимский храм. Получается, что эфиоп знал о Едином Боге, более того, у него с собой были священные книги, одну из которых — книгу пророка Исайи — он читал во время встречи с апостолом Филиппом.
Именно с книги пророка Исайи начал свой разговор с эфиопом Филипп: он спросил, понимает ли африканец то, что он читает? Оказалось, что нет, не понимает, и апостол принялся разъяснять. На моменте непонимания нам стоит остановится подробнее, ведь оно нам всем в той или иной степени знакомо, да и вообще: вряд ли существуют те люди, которые бы полностью понимали Священное Писание. Практика показывает, что если кто-то утверждает, что Библия для него не представляет никакой загадки, то такой человек, скорее всего, и вовсе никогда не держал в руках Писание.
Библия — это сборник очень непростых книг. Их сложность — причина того, что наш мозг отчаянно сопротивляется чтению, ведь мозг любит понятное и предсказуемое, а нагромождение древних образов и слов — это совсем не то, что является для него привлекательным. Можно ли каким-то образом обхитрить собственный мозг? Да, можно. Услышанный нами только что отрывок книги Деяний подсказывает, как это можно сделать: нужно остановиться на одном непонятном отрывке, и попытаться его разъяснить через привлечение внебиблейских источников, именно таким источником для эфиопа стал апостол Филипп. Ну а дальше один «расшифрованный» отрывок повлечёт за собой другие, и Библия постепенно перестанет казаться чем-то совершенно непонятным и ненужным. Постепенно она начнёт открывать себя человеку, увлекая его собой всё больше и больше.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержим юных спортсменов из детских домов Ярославской области

Каждый год ребята из детских домов Ярославской области при поддержке фонда «Спасибо» принимают участие в разных спортивных событиях. Например, в футбольных матчах или забегах, которые проходят как в регионе, так и за его пределами. У ребят появляется возможность заниматься спортом и развивать свои способности. Кроме этого, воспитанники детских домов знакомятся с другими городами и новыми людьми, в том числе спортсменами, которые становятся для них добрым примером.
Диме 15 лет, впервые он попал на забег в прошлом году. Подросток не планировал участвовать в спортивном состязании. Но его уговорили друзья из детского дома. Они знают, что Дима хорошо бегает, и у него есть все шансы развиваться в этом направлении. Соревнование проходило в городе Ростов Великий Ярославской области, куда съехались люди из разных регионов. Это и спортсмены, и просто любители, как Дима. Парень показал высокий результат, прибежал на финиш четвёртым, обогнав сильных бегунов. С тех пор при поддержке ярославского фонда «Спасибо», он участвует в разных спортивных забегах и ему это нравится.
Благодаря команде фонда ребята из детских домов развиваются в спорте, обретают уверенность и у них появляются цели в жизни.
Вы можете помогать таким ребятам вместе с фондом — организовывать для них разные события, встречи, экскурсии и не только. Сейчас нужна помощь в покупке кроссовок для подростков и в оплате регистрационного взноса на участие в забеге, который состоится 17 мая в городе Мышкин. В нём примут участие 6 воспитанников из детских учреждений Ярославской области.
Чтобы поддержать юных спортсменов, переходите на сайт ярославского фонда «Спасибо».
Записаться в волонтёры: https://bfondspasibo.ru/stat-volonterom
Поддержать фонд и его подопечных, сделав любой благотворительный взнос: https://bfondspasibo.ru/donate
Уточнить подробности можно у сотрудников фонда: +7 (4852) 66-25-10
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианские мотивы в фильме «Зеркало». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о христианских мотивах в фильме Андрея Тарковского «Зеркало».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ о христианских смыслах в фильмах Андрея Тарковского.
Первая беседа с кинокритиком Львом Караханом была посвящена фильму «Андрей Рублев».
Вторая беседа с заместителем главного редактора журнала «Фома» Владимиром Гурболиковым была посвящена фильму «Солярис».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер