
1 Ин., 71 зач., II, 18 - III, 10.
18 Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время.
19 Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши.
20 Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё.
21 Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины.
22 Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына.
23 Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца.
24 Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце.
25 Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная.
26 Это я написал вам об обольщающих вас.
27 Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.
28 Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его.
29 Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него.
Глава 3.
1 Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его.
2 Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.
3 И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист.
4 Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие.
5 И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха.
6 Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его.
7 Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен.
8 Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола.
9 Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога.
10 Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим удивительные слова ап. Иоанна Богослова об антихристах. Под ними он подразумевает противников Христа, которые побыв какое-то время членами Церкви, начинают Ей противиться. Но происходит это со временем, а пока пшеница и плевелы растут на одном поле… И разница между ними не очевидна, может быть даже для них самих. Впрочем, незримое присутствие в общине самого Христа позволяет ученикам все правильно понять и почувствовать.
Почему же человек может воспротивиться Христу? Захотеть быть с Богом Отцом, но без Сына? Вероятно потому, что путь Сына — это путь отречения от себя, путь жертвенной любви… Далеко не все оказываются к этому готовы. Кто-то приходит к Богу для себя. Раз это Бог — надо иметь с Ним правильные и все в жизни будет хорошо. Но вот оказывается, что без подвига невозможно быть не только с Сыном, но и с Отцом. Христианин, который пришел к Богу не за удачей, а за жизнью вечной не нуждается в том, чтобы ему это доказывали, он узнал во Христе Спасителя и готов идти за Ним.
Такой человек — праведник, то есть тот, кто главным делом своей жизни считает воплощение Божьей воли. Действуя в мире, он знает, что обольщаться не следует. Мир не знает Бога и удивляется тому, что Христиане призваны к любви. Сегодня многие понимают под этим словом страсть, влюбленность, томящее чувство… но апостол употребляет совершенно другое греческое понятие, он говорит о жертвенной и сознательной любви. О любви — подвиге.
Кто-нибудь скажет, что в жизни и так мало радостей, чтобы из нее еще подвиг устраивать, но мир именно таков: или ты течешь вместе с миром по течению, и тогда любви нет, а ненависти все больше. Либо ты идешь на подвиг и умножаешь благо в мире. Это трудно, но только так можно по-настоящему сохранить себя. Возникает вопрос: возможно ли обойтись без сложностей и потерь на этом пути?
Апостол пишет, что тот, кто пребывает в Боге — не грешит. После этих слов возникает мысль, что мы со своей немощной жизнью к Богу даже не приближались. Сам апостол, как мы знаем, не считал себя безгрешным, и значит имеет ввиду тех, кто не совершает сознательного греха, не идет против Бога, но, напротив, стремится к Правде и праведности всю свою жизнь.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 июля. О подвиге Преподобномученицы Февронии

Сегодня 8 июля. День памяти Преподобномученицы Февронии девы, пострадавшей за Христа в начале четвёртого века.
О её подвиге — протоиерей Михаил Самохин.
Как и многие мученицы древности, преподобномученица Феврония стала жертвой гонений императора Диоклетиана. Будучи невестой Христовой, она не согласилась на брак с одним из гонителей христиан, которых прислал император, за что претерпела муки настолько жестокие, что даже падкая на зрелища толпа просила прекратить бесчеловечные мучения.
Самый жестокий мучитель девы Февронии был сразу же после её смерти наказан безумием и собственной гибелью. И этот момент жития преподобномученицы напоминает нам о том, что Господь в силах сам вступиться и за Себя, и за тех, кто верен и предан Ему.
Однако Бог не хочет смерти грешника, но его обращения. Об этом и свидетельствует и сегодняшнее житие, рассказывающее о том, что двое из трех гонителей приняли Христа и стали иноками.
Будем же чаще доверять Господу, особенно когда гнев и месть затуманивают наш разум. Бог лучше знает, как поступить и со Своими врагами, и с нашими неприятелями.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 июня. О христианской семье как преддверии рая

Сегодня 8 июля. Всероссийский день семьи, любви и верности.
О христианской семье как преддверии рая — священник Николай Яковлев.
Такая глубинная мысль была вложена Господом при созидании этого тварного мира, что человек может соединиться со своим Творцом через то самое главное и священное начало, имя которому — Любовь. И прежде всего — Любовь к Богу, без которой, по мысли святителя Николая Сербского, всякая другая Любовь нереальна и недолга.
И вот ныне прославляемые небесные покровители христианской семьи, святые благоверные Пётр и Феврония, явили всему миру величайший идеал семьи, основой которой и является Любовь к Богу и, как следствие, полноты друг друга любящих сердец.
Этот идеал дарован каждому из нас как эталон христианского счастья православной семьи, где все дети и родители вместе верят в Бога. «В таком доме, — по чуткому слову святой страстотерпицы царицы Александры, — царит радость товарищества. Такой дом есть преддверие рая».
Дай Бог сегодня и всегда каждой православной семье сопереживать и воплощать в жизнь это восторженное и неземное приобщение к этому подлинно райскому счастью по молитвам святых благоверных Петра и Февронии.
Все выпуски программы Актуальная тема