1 Тим., 288 зач., VI, 11-16.
Глава 6.
11 Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.
12 Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.
13 Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе
14 соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа,
15 которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих,
16 единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Сегодня апостол Павел рассказывает нам о шести главных добродетелях христианина. Это правда, благочестие, вера, любовь, терпение и кротость.
В русском языке есть прекрасное и глубокое выражение — «кривить душой». И есть не менее ёмкое слово — «кривда». Так вот, христианин — это тот, кто «душой прям», не пытается «соединить несоединяемое», скрыть противоречия и создать видимость ясного и однозначного понимания устройства Божественного мира. Не обманывать себя, не кривить душой — первая ступень духовного восхождения в добродетелях.
Вторая ступень у апостола — это благочестие. В современном языке слово «честь» не особо популярно — но ведь без этого понятия нам вообще не о чем говорить в человеке. Честь как «что ты есть», «чтойтость» человека, обращение к тому самому ценному, что есть внутри — единственное основание любого служения: военного, врача, педагога, священника. Благочестие — это честь, соотнесённая и сонаправленная к благу, к добру. В этом смысле благочестив — не тот, кто каждый день вычитывает утреннее молитвенное правило — а тот, кто не может себе позволить унизительное, колкое слово даже к собственному нашкодившему ребенку. Вопрос чести — это вопрос пределов, переступая которые человек предаёт себя, становится в собственных глазах бес-честным, а значит — пустышкой, бес-сущностным.
Третья ступень — это вера. Вера как вполне определённый настрой души, открытость к Тому, Кому поверил, Кому доверился, Кому вверился без остатка.
Четвертая — любовь. И действительно: на что ещё может опереться любовь, как не на правду, честь и веру?
Только тот, кто любит — может терпеть. Потому и пятая ступень — это терпение. Нетерпеливы — только те, кто не обрёл — или утратил — объект своей любви. Потому и терпеть им — просто незачем.
И, наконец, самая верхняя ступень для апостола — это кротость. Глубочайший внутренний мир, готовность принимать жизнь во всём её многообразии, непредсказуемости и удивительности — такой, какая она есть. Без возмущения и ропота. Без уныния и недовольства. Без гневного отторжения и малодушного отчаяния. Только кроткий может сказать вместе с Пресвятой Девой: «да будет мне по слову Твоему!» Только кроткий может быть максимально чутким к малейшим указаниям Небесного Художника. Только кроткий может суметь переступить через свою неуёмную самость и познать таинство синергии — соработничества между человеком и Богом.
Вот какой замечательный план нашего духовного роста сегодня предложил нам апостол — осталось теперь немного — его исполнить!
Но — не будем унывать! Давайте каждый день почаще заглядывать в этот план и мало-помалу двигаться малыми шагами — главное, не спешить оборачиваться назад!...
21 ноября. О мерах по борьбе с нацизмом

19 ноября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил пленарное заседание двадцать седьмого Всемирного русского народного собора, посвященного теме «К 80-летию Победы. Защитники Отечества: военный и духовный подвиг».
В своём пастырском обращении Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о мерах по борьбе с нацизмом.
Желая победы нашей армии, мы, безусловно, молимся о скорейшем прекращении войны на Украине, переживая за судьбы наших братьев и сестёр по обе стороны фронта. И для нас совершенно очевидно: чтобы не допустить нового столкновения братских народов и чтобы исключить подобные трагедии в дальнейшем, по всему миру необходимо навсегда лишить нацизм его идейной и правовой почвы. Это было бы достойным венцом того подвига, который совершили наши предки 80 лет назад.
Добиться этого надо в мировом масштабе, закрепив, если так можно выразиться, противоядие против нацизма на международном уровне. А что для этого необходимо?
Но, во-первых, сохранить память о победе над фашизмом, не допуская переоценки исторических событий с позиции реваншизма.
Второе: исключить любые формы осквернения памяти победителей нацизма, одновременно осуждая любые попытки реабилитации, тем более героизации, нацистских пособников.
Третье: добиваться международных санкций в отношении тех государств, которые проводят политику этнической, религиозной и языковой дискриминации.
Четвёртое: разработать чёткие правовые стандарты для определения нацизма и нейтрализации его проявлений.
Ну а самое главное, всем нам необходимо осознать, что на Земле нет высших рас, ибо мы все — дети Божии. И эта планета дарована нам для того, чтобы мы могли жить в мире друг с другом, памятуя слова Спасителя: «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся». Задача полного преодоления нацизма и неонацизма — поистине задача вселенского значения, от которой зависит будущее всего народа человеческого. И она возлагается на всех людей, разделяющих христианские идеалы, да и на всех людей доброй воли. Нам нужно быть вот на высоте этих задач, чтобы стать достойными памяти тех, кто одержал великую победу в 1945 году, и не растерять плоды этой победы.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 ноября. О предназначении ангелов и человеков по Божьему замыслу

Во 2-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Не Ангелам Бог покорил будущую вселенную».
О предназначении ангелов и человеков по Божьему замыслу — игумен Лука (Степанов).
Ангелы — служебные духи, призванные Богом содействовать спасению верных и волю Божию осуществлять как на небесах, так и на земле. Но человек, в отличие от ангелов, имеющий в своём составе и материальную природу, тем не менее поставляется Им выше ангелов.
Сам Бог для спасения человечества принимает человеческую природу, человеческое естество и таким образом, через Крест, Воскресение, и Вознесение Своё, посаждает самого человека одесную Бога Отца, само человечество, его природу.
Потому и призывает нас апостол осмыслить величие своего призвания как человека и будущность, к которой мы предназначены: не для временного только благоустройства или благополучия земного создан человек, но для вечного единства с Творцом своим. И помнящий об этом предназначении оказывается неотделим от Матери Церкви, которая устроена Спасителем нашим ради осуществления нашего вечного призвания.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 ноября. О соработничестве Богу ангелов и людей
Сегодня 21 ноября. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
О соработничестве Богу ангелов и людей — священник Алексий Дудин.
Мы все прекрасно знаем, что Господь сотворил ангельский мир даже до того, как Он сотворил мир человеческий. Ангелы отличаются от людей. Отличаются прежде всего тем, что сейчас, на данный момент, они не могут согрешить.
Каждый человек, живя здесь, на Земле, может или исполнить, или не исполнить волю Божию. Ангелы же обладают благодатью служить Богу без размышления, без промедления и без измены Ему.
Пророк Давид сказал, что мы мало чем умалены от этих ангелов. И действительно, это умаление заключается лишь в том, что здесь, на Земле, до того, как мы закончим свой земной путь, мы склонны к борениям и слабостям. Мы склонны к падениям, но имеем возможность и восстать.
И в этом отношении ангелы являются соучастниками в деле нашего спасения. Как вы все знаете, Господь крещёному человеку даёт ангела-хранителя.
Все выпуски программы Актуальная тема







