
1 Тим., 288 зач., VI, 11-16.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Зачастую мы боимся сомнений в вере. Нам кажется, что если признаться самим себе в том, что у нас есть сомнения, есть вопросы, есть недоумения, есть боязливость и что нам далеко не всё понятно во взаимоотношениях Бога с созданным Им миром, то такое признание будет означать фактическую утрату веры. Поэтому многие христиане бояться даже думать о каких бы то ни было сомнениях, они буквально запрещают себе это делать, ну а тех, кто пытается привести их к размышлениям, они называют чуть ли не еретиками и отступниками. Любопытно, что первое поколение христиан было во много крат честнее нас, христиане первых веков позволяли себе сомневаться, ведь они знали, что вера подобна лёгкому дуновению ветерка в жаркий полдень, и она совсем непохожа на изнуряющую метель Заполярья. Веру трудно удержать, и легко потерять, за неё нужно бороться. Об этом писал святой апостол Павел в своём Первом послании к Тимофею. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 6-й главы этого послания. Давайте послушаем его.
Глава 6.
11 Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.
12 Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.
13 Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе
14 соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа,
15 которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих,
16 единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.
Прозвучавший только что отрывок апостольского послания представляет собой краткие увещевания апостола Павла, адресованные его ученику Тимофею. В этих увещеваниях легко проследить одну общую мысль: вера и христианское призвание — это то, что нужно подкреплять жизнью, и то, за что нужно всеми силами бороться.
В используемом нами синодальном переводе эти мысли хоть и видны, однако не вполне отчётливо, а потому будет уместным процитировать более современный русский перевод: «Добивайся справедливости, подлинного благочестия, веры, любви, стойкости, кротости. Веди достойную битву веры, овладей вечной жизнью, к которой ты был призван!» Мы видим, что здесь использованы довольно необычные для разговора о вере слова: «добивайся» и «битва». Оказывается, что недостаточно просто единожды уверовать во Христа и спокойно дожидаться блаженной вечности, оказывается, что за веру, благочестие, любовь, стойкость и кротость нужно биться.
Что это означает на практике? Конечно же, речь не идёт о битвах в прямом смысле этого слова, христианство вообще крайне скептично относится к применению физической силы, видя в этом досадную неизбежность падшего мира, но никак не то, к чему могут быть призваны все христиане ради достижения Царства Небесного. Да и ученик апостола Павла Тимофей не был замечен в битвах. В данном случае слово «битва» стоит рассматривать как указание на ту непрестанную собранность всех сил человека, которая бывает ему нужна во время сражения. В сражениях нет места расслабленности, отдыху и уж тем более там нет места сну.
Вообще, говоря о духовной жизни, апостол Павел любил использовать военные и спортивные аналогии. Стоит обратить внимание, что в прозвучавшем сегодня отрывке разговор о битве идёт не только в контексте стяжания добродетелей, битва требуется и для поддержания самой веры. Это означает, что вера со всех сторон будет подвергаться нападкам, её врагами станут и наша собственная человеческая слабость с желанием непринуждённой комфортной светской жизни, и внешние враги веры, в первую очередь, те самые духовные сущности, которые сумели лишить веры в премудрость и благость Творца наших прародителей. По отношению к нам они занимаются тем же самым, и мы должны это понимать, ну а если мы делаем вид, что с нашей верой всё и всегда хорошо, это означает, что у нас и вовсе нет веры, ведь как никто не станет пытаться отобрать драгоценности у нищего, так и противостоящие Богу силы не станут отбирать веру у того, у кого её попросту нет.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
«На чем основывается семейное счастье?». Протоиерей Федор Бородин

Гостем программы «Семейный час» был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Мы говорили о том, как молодым людям подходить к созданию семьи, почему часто возникают страхи и нерешительность, и как строить семейную жизнь, чтобы она была долгой и счастливой.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час