Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio
1 Тим., 284 зач., III, 14 — IV, 5
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Может ли аскетическая жизнь быть опасной и в чем это проявляется? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 3-й и 4-й глав первого послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
14 Сие пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе,
15 чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.
16 И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.
Глава 4.
1 Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским,
2 через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,
3 запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.
4 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,
5 потому что освящается словом Божиим и молитвою.
Мир, в который пришёл Христос и в котором звучала проповедь апостолов, — это мир греко-римской культуры. Одним из краеугольных камней, на котором покоилось основание всей образованности и учёности этого мира, был великий Платон. Его идеи формировали умонастроение эпохи. Одно из самых живучих положений его философии — это жёсткое противопоставление материального начала и духовного. Тело — это всего лишь темница души. Цель жизни — освободиться от его оков и вернуться в мир духовный. Эти идеи Платона были очень популярны среди представителей различных религиозных практик. Проникли они и в христианство. В частности, ими заразились и некоторые из церковной общины города Ефес. Епископом в этом городе был Тимофей, которому и адресовано только что прозвучавшее послание.
Дело в том, что некоторые христиане доводили идеи древнего философа до крайностей. В своей повседневной жизни они начинали гнушаться естественными человеческими потребностями и тем, что с ними связано. Они считали, что дух — это абсолютное благо, материя — абсолютное зло. Всякое проявление телесности становилось для них скверной. Так они с пренебрежением относиться к разного рода пище. Например, принципиально отказывались есть мясо. Под удар попали супружеские отношения и сам институт семьи. Ведь инстинкт к размножению — это животный инстинкт. Следовательно, он нечист. И они призывали подавлять его. И вообще во всех сферах жизни они проповедовали строгий аскетизм и воздержание.
Апостол Павел обличает эти настроения. Ведь Сам Бог явился во плоти и освятил Своим Воплощением всё человеческое. Апостол утверждает, что нет в мире ничего нечистого. Ведь всё — творение Божие. Здесь Павел намекает на первую главу книги Бытия, в которой говорится: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма». Там же Господь Сам заповедал людям вкушать всё, чем они владеют: «Всё движущееся, что живёт, будет вам в пищу». Наконец, Сам Творец благословил брачный союз: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю».
Крайности, которые обличает Павел, проявляются в духовной жизни во все времена. А потому и нам следует помнить, что проблема не в телесности. Проблема в человеческой воле, которую мы не можем использовать по назначению. Я эгоцентрик, потребитель, человек с ненасытной утробой, который, как чёрная дыра, стремится поглотить всё, что встречается ему на пути. Осознанно или неосознанно я всё стремлюсь превратить в источник энергии, в батарейку. Не только пищу, но и людей, из которых я порой высасываю жизнь капля за каплей. Я делаю окружающий мир — миром для себя любимого. Это полигон для удовлетворение моих хотелок. В итоге я оскверняю всё, к чему бы ни прикоснулся. Поэтому дело здесь не в материальности. Дело в том, что глубоко в моей голове живёт неверная установка. И вместо того, чтобы винить своё естество и Божие творение, её-то и необходимо изменить. Если я сформирую в себе навык помнить, что моя главная цель во всём искать волю Бога и служить окружающим, отдавать им время, силы и другие таланты, я могу спокойно есть мясо и вступать в супружеские отношения. Я смогу убедиться на собственном опыте: чем больше я воплощаю в своей жизни евангельский идеал служения Богу и людям, тем бережней я начинаю пользоваться всем, что даёт мне Господь, тем охотней я разделяю эти подарки Небесного Отца со своими ближними, тем глубже в моём сердце укореняется чувство благодарности Богу.
Помню, как сейчас. Вечер. Я смотрю на недоклеенные обои в коридоре нашей квартиры и говорю…
Выхожу ранним утром на улицу и слышу привычный звук — это дворник Петрович метёт дорогу…
Сегодня 18 мая. День памяти Великомученицы Ирины, жившей в первые века христианства. О её подвигах и чудесах, — священник Августин Соколовски.
Сегодня 18 мая. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша». О молитвах перед этим Образом Богородицы, — протоиерей Василий…
Сегодня 18 мая. Международный день музеев. О значении музеев в наше время, — протоиерей Артемий Владимиров.
Деян., 15 зач., V, 21-33. Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. Священное Писание не стремится быть оригинальным в каждой…
This website uses cookies.