
Апостол Павел
1 Тим., 279 зач., I, 8-14.
Глава 1.
8 А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его,
9 зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц,
10 для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению,
11 по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.
12 Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение,
13 меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии;
14 благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим продолжение вступительной речи апостола Павла. В Ефесе, куда он писал Тимофею, нашлись проповедники, которые пытались быть учителями закона, но совершенно в нем не разбирались. Причем из слов апостола понятно, что не разбирались они не столько в конкретных правилах, но в том, для чего закон существует.
Хотя в других текстах апостол Павел и говорит, что закон несовершенен и не приводит к спасению, в данном случае он старается объяснить, что закон — это благой дар Божий, а не наказание, которое ложится страшной ношей на человеческие плечи.
У людей, которые приходят в церковь нередко создается ощущение, что Бог все время ими недоволен, потому что они не исполнили закон. Уже не одно десятилетие проповедники и миссионеры сетуют на это, ведь христианство для многих выглядит как сплошная и подробная система запретов. Встречается, конечно и другая крайность, когда люди считают, что запретов не должно существовать никаких, и это, конечно, тоже неправильно. Как систему запретов можно представить что угодно, даже нашу обычную жизнь. Например, мы вышли на прогулку. Теоретически мы знаем, что мы не должны гулять по проезжей части, нельзя забираться на фонарные столбы или деревья, нельзя дразнить собак или нападать на людей. Но если мы просто вышли погулять нам и в голову не приходит все это делать. Мы идем по парку, радуемся жизни и даже не подозреваем, что можем совершить множество запрещенных действий. Сделаешь акцент на запретах и жизнь покажется сплошным запретом. Но мы ведь знаем, что жизнь к запретам не сводится и ценим в ней радостные положительные моменты, которые гораздо важнее.
В религиозной жизни тоже самое. Безусловно, осознание того, что в мире есть Бог накладывает на нас определенные обязательства, как накладывают обязательства брак, спорот, работа, дружба. И если дружба привносит в мою жизнь определенные ограничения, но радует меня и дает мне желание жить, я даже не подумаю о том, что ограничения мне в тягость.
Ограничения страшны тем, кто живет только своими желаниями, для тех, кто не готов ни с кем считаться. Для такого человека закон становится кандалами, он держит его под стражей.
Кто же в этой ситуации христиане? Как они относятся к запретам?
Человек, который пережил религиозное обращение, радуется тому, что Бог есть, читает Его слово, обращается к Нему в молитве и с радостью стремится делать в мире Его дело.
Именно об этом и говорит апостол во второй части чтения. С точки зрения Ветхого Завета он был вполне праведен и по неведению думал, что поступает праведно, когда гнал Церковь Божию. По сути, сегодня, мы сказали бы, что это запрещено, но апостол так не говорит, потому что дело не запрете. Отношения с Богом, это не отношения с электрическим током, чтобы говорить в таких категориях. Когда апостол Павел узнал о своей ошибке, он обратился ко Христу и Тот открылся в его жизни с верой и любовью. Так и каждый из нас. Пока мы далеки от Бога, мы можем говорить на языке запретов и приказаний, но когда наши отношения становятся личными, мы осознаем, что в действительности Бог желает говорить с нами на языке дружбы и любви.
19 мая. О свидетельстве Христа о Боге Отце

В 8-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшёл и пришёл; ибо Я не Сам от Себя пришёл, но Он послал Меня».
О свидетельстве Христа о Боге Отце — священник Николай Конюхов.
Люди не узнали в Христе Мессию, потому что у них были определённые представления и о Боге Отце, и о грядущем Мессии Израиля. И поэтому в их сердца не входили те слова, которые говорил Христос.
И когда Господь сам свидетельствовал, что Он пришёл от Отца, то, к сожалению, это свидетельство не входило в сердца иудеев, поскольку у них и об Отце было достаточно ложное представление. Они не могли представить, что вот Бог сам придёт в этот мир пострадать за людей, что предстоит Ему претерпеть множество испытаний, искушений и в итоге быть убитым и воскреснуть в третий день. И поэтому они не принимали свидетельства Господни.
Для нас очень важно знать, кто наш Отец, и периодически проверять: а наши представления правильные, они соответствуют действительности, или мы пытаемся Бога поместить в свои собственные представления? А для этого необходимы две вещи.
Первое — это знание традиции, знание того предания, толкования, которое существует. То есть мы знаем Священное Писание и как это Писание понималось в Церкви.
А второе — это личный религиозный опыт, когда мы общаемся с Богом, и Он становится для нас не чем-то абстрактным, не чем-то высоким, находящимся за тридевять земель где-то на седьмом небе, а близким Отцом по-настоящему, как мы молимся «Отче наш». Это не просто некое обращение. А если посмотреть еврейский оригинал, там слово «авва-отче», то есть «отец-папа» — такое тёплое обращение к Отцу.
Хочется в сегодняшний день пожелать, чтобы для всех для нас Бог стал именно таким близким небесным Отцом, к которому мы с любовью относимся.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 мая. О духовной связи последнего российского императора со своим небесным покровителем

Сегодня 19 мая. В день празднования памяти ветхозаветного праведного Иова Многострадального в 1868 году родился император Николай Второй.
О духовной связи последнего российского императора со своим небесным покровителем — протоиерей Михаил Самохин.
Даже святых людей не всегда называют при рождении по святцам. Так и император Николай II, родившийся по старому стилю 6 мая 1868 года в Царском Селе, получил традиционное для Романовых имя Николай, в память о старшем брате своего отца, собственном дяде, российском цесаревиче Николае Александровиче, который умер молодым в 1865 году.
В Европе этот день на календаре был обозначен как 18 мая. Сейчас разница между календарями увеличилась, и 6 мая по юлианскому календарю — по григорианскому календарю уже 19 мая. Однако для Церкви ничего не поменялось, и днём рождения последнего российского императора, страстотерпца Николая Александровича, остаётся день памяти Иова Многострадального.
Несмотря на то, что император не носил имя Иова, духовная связь его с этим персонажем Ветхого Завета очевидна, и прежде всего в безропотном принятии от Бога всего, что Господь посылает, в твёрдой вере и уповании на Спасителя, даже до смерти. За это Николай Александрович и вся его семья получили венцы святых царственных страстотерпцев.
Нам тяжело подражать такому подвигу. Но всё же путь святости, заповеданный каждому из нас, состоит именно в благодарном следовании по пути спасения, уготованному Господом.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 мая. Об уроках жизни святого Иова

Сегодня 19 мая. День памяти Праведного Иова Многострадального, который жил за две-полторы тысячи лет до Рождества Христова.
Об уроках жизни святого Иова — протоиерей Василий Гелеван.
Святой праведник Иов учит нас доверию. Без доверия нет веры. Если хочешь верить в Бога, научись доверять Ему.
Мы верим в Отца Вседержителя, а это значит, верим в то, что Он всё держит в руках. Он заботится, Он исцеляет души, как великий хирург. Иногда эти методы нам кажутся болезненными, но мы верим, что так и нужно для нашего спасения.
Праведный Иов точно не заслуживал таких страданий. Он святой жизни человек. Вот другие заслуживали. Были в его время грешники, каких следовало бы наказать. Но Бог терпит их до поры до времени. А Иову посылает скорби не в наказание, а для того, чтобы закалить его в верности.
Близкие предлагают Иову похулить Бога, отнявшего у него всё: богатство, здоровье, жизнь родных людей, всё, что составляло радость жизни. Бог дал, Бог взял.
Достоевский напишет позднее в том же ключе: «Если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной».
Все выпуски программы Актуальная тема