
Апостол Павел
1 Тим., 279 зач., I, 8-14.
Глава 1.
8 А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его,
9 зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц,
10 для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению,
11 по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.
12 Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение,
13 меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии;
14 благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим продолжение вступительной речи апостола Павла. В Ефесе, куда он писал Тимофею, нашлись проповедники, которые пытались быть учителями закона, но совершенно в нем не разбирались. Причем из слов апостола понятно, что не разбирались они не столько в конкретных правилах, но в том, для чего закон существует.
Хотя в других текстах апостол Павел и говорит, что закон несовершенен и не приводит к спасению, в данном случае он старается объяснить, что закон — это благой дар Божий, а не наказание, которое ложится страшной ношей на человеческие плечи.
У людей, которые приходят в церковь нередко создается ощущение, что Бог все время ими недоволен, потому что они не исполнили закон. Уже не одно десятилетие проповедники и миссионеры сетуют на это, ведь христианство для многих выглядит как сплошная и подробная система запретов. Встречается, конечно и другая крайность, когда люди считают, что запретов не должно существовать никаких, и это, конечно, тоже неправильно. Как систему запретов можно представить что угодно, даже нашу обычную жизнь. Например, мы вышли на прогулку. Теоретически мы знаем, что мы не должны гулять по проезжей части, нельзя забираться на фонарные столбы или деревья, нельзя дразнить собак или нападать на людей. Но если мы просто вышли погулять нам и в голову не приходит все это делать. Мы идем по парку, радуемся жизни и даже не подозреваем, что можем совершить множество запрещенных действий. Сделаешь акцент на запретах и жизнь покажется сплошным запретом. Но мы ведь знаем, что жизнь к запретам не сводится и ценим в ней радостные положительные моменты, которые гораздо важнее.
В религиозной жизни тоже самое. Безусловно, осознание того, что в мире есть Бог накладывает на нас определенные обязательства, как накладывают обязательства брак, спорот, работа, дружба. И если дружба привносит в мою жизнь определенные ограничения, но радует меня и дает мне желание жить, я даже не подумаю о том, что ограничения мне в тягость.
Ограничения страшны тем, кто живет только своими желаниями, для тех, кто не готов ни с кем считаться. Для такого человека закон становится кандалами, он держит его под стражей.
Кто же в этой ситуации христиане? Как они относятся к запретам?
Человек, который пережил религиозное обращение, радуется тому, что Бог есть, читает Его слово, обращается к Нему в молитве и с радостью стремится делать в мире Его дело.
Именно об этом и говорит апостол во второй части чтения. С точки зрения Ветхого Завета он был вполне праведен и по неведению думал, что поступает праведно, когда гнал Церковь Божию. По сути, сегодня, мы сказали бы, что это запрещено, но апостол так не говорит, потому что дело не запрете. Отношения с Богом, это не отношения с электрическим током, чтобы говорить в таких категориях. Когда апостол Павел узнал о своей ошибке, он обратился ко Христу и Тот открылся в его жизни с верой и любовью. Так и каждый из нас. Пока мы далеки от Бога, мы можем говорить на языке запретов и приказаний, но когда наши отношения становятся личными, мы осознаем, что в действительности Бог желает говорить с нами на языке дружбы и любви.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер