
Андрей Рублев. Апостол Павел, 1410
1 Кор., 141 зач., IX, 2-12.
Глава 9.
2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.
3 Вот мое защищение против осуждающих меня.
4 Или мы не имеем власти есть и пить?
5 Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?
6 Или один я и Варнава не имеем власти не работать?
7 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?
8 По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?
9 Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?
10 Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.
11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?
12 Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В этом отрывке апостол Павел затрагивает одну из самых злободневных современных тем: он пишет о денежном содержании тех, кто посвятил себя служению Христу. Из самого факта появления этих слов становится ясно, что апостол сталкивался с теми же самыми обвинениями, с которыми сегодня сталкиваемы и мы. Речь идет о подозрениях в финансовой нечистоплотности. Здесь надо признать, что иногда претензии, которые высказывают нам, вполне обоснованы. Но апостола Павла обвинить было нельзя, у него не было каких-либо финансовых злоупотреблений. В личной собственности у него был лишь самый минимум необходимых в повседневной жизни вещей. Поэтому его слова это не попытка оправдаться, это объяснение того, каким образом должно быть устроено финансовое обеспечение служителей Церкви.
Из апостольских посланий известно, что на жизнь Павел зарабатывал своим трудом — он делал палатки и их продавал. Так он поступал для того, чтобы, как пишет сам апостол, «не поставить какой преграды благовествованию Христову». Но при этом он не признает такое положение дел нормальным. В сегодняшнем отрывке апостол объясняет почему это так. Он использует два вида аргументов. Первый из них относится к законам человеческого общежития, второй — базируется на Священном Писании.
Апостол делает три отсылки к общественным законам. Самая яркая из них звучит так: «Какой воин служит когда-либо на своем содержании?». Служение Богу и людям апостол сравнивает с воинским служением. Действительно, сложно представить, чтобы кадровый военный сам зарабатывал на необходимое для несения своей службы. Вообще все, в чем нуждается он сам и его семья, военный получает от государства, которому служит. Иначе он не сможет с полной отдачей заниматься тем, к чему призван. Точно также и апостол может сам зарабатывать на свою жизнь, но при таком положении дел будет страдать его миссия, ему попросту будет недоставать времени и сил. Это же применимо и к другим служителям Церкви.
Апостол Павел признает, что такое рассуждение слишком человеческое, а потому может быть предметом споров. Для того, чтобы усилить свою аргументацию он вводит аргумент из Священного Писания: «не заграждай рта у вола молотящего» (см. Втор. 25:4). Это предписание содержится в книге Второзаконие. Чтобы понять его смысл, надо знать, что обмолот хлеба производился быками, которых заставляли вытаптывать ногами зерна из снопов, разбросанных по гумну. При этом быки имели возможность наклоняться и питаться еще не обмолоченным хлебом с зёрнами. Расчётливые владельцы пытались противостоять этому и завязывали быкам рты во время молотьбы хлеба. Запрещая подобные действия, закон Моисея имел в виду научить народ милостивому обращению с рабочим скотом. Апостол Павел переносит этот закон на служителей Церкви, и просит оказать им такое же милосердие, которое закон Моисея требует оказывать работающим животным.
Поддержим Дом, где живут особенные люди

8 лет назад в городе Омске священник Антоний Хмелёв создал Дом для людей с инвалидностью, которые остались без попечения близких. Располагается он при храме Рождества Христова в микрорайоне Крутая горка. Со временем проект получил название «Дом, который очень нужен». Здесь вместе с отцом Антонием о подопечных заботятся сёстры милосердия и добровольцы. Людям помогают решать бытовые задачи, приучают к самостоятельности, дают возможность заниматься творчеством и учиться.
Ксения и Александр почти ровесники. По паспорту им обоим чуть больше 40 лет, а по развитию они совсем, как дети. У каждого была семья и дом, но после смерти близких заботиться о них стало некому. Ксению и Сашу должны были отправить в психоневрологический интернат. Тогда бы не о какой свободной и радостной жизни — не было бы и речи. К счастью, про особенных мужчину и женщину узнал священник Антоний, так они и оказались в «Доме, который очень нужен». Условия в этом церковном приюте максимально приближены к домашним. Здесь подопечные готовят, ухаживают за садом во дворе, свободно общаются, играют в спортивные игры и не только.

Кроме Ксении и Саши в приюте при храме Рождества Христова находятся ещё 9 человек с инвалидностью. Они тоже, как могут, ведут самостоятельную жизнь и даже участвуют в делах местной службы милосердия — развозят вместе с волонтёрами гуманитарную помощь нуждающимся.
Сегодня Дому, где живут люди с ментальными и физическими нарушениями, необходима поддержка. Помогайте финансово, становитесь добровольцами или просто рассказывайте другим об этом добром проекте из Омска. Узнать о нём больше можно на сайте Православной службы «Милосердие. Крутая горка».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Предпосылки Первого Вселенского Собора». Петр Пашков

У нас в студии был старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Пётр Пашков.
Разговор шел о предпосылках и причинах созыва Первого Вселенского Собора в 325 году в Никее.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных Первому Вселенскому Собору, проходившему 1700 лет назад.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Церковная жизнь Переделкино». Инна Воскобойникова-Воронова

У нас в гостях была член союза писателей России, экскурсовод Инна Воскобойникова-Воронова.
Мы говорили о достопримечательностях поселка писателей Переделкино, об истории удивительного храма в этом месте, а также об участии известных писателей и жителей Переделкино в обустройстве этого храма.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер