
Андрей Рублев. Апостол Павел, 1410
1 Кор., 141 зач., IX, 2-12.
Глава 9.
2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.
3 Вот мое защищение против осуждающих меня.
4 Или мы не имеем власти есть и пить?
5 Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?
6 Или один я и Варнава не имеем власти не работать?
7 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?
8 По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?
9 Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?
10 Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.
11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?
12 Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В этом отрывке апостол Павел затрагивает одну из самых злободневных современных тем: он пишет о денежном содержании тех, кто посвятил себя служению Христу. Из самого факта появления этих слов становится ясно, что апостол сталкивался с теми же самыми обвинениями, с которыми сегодня сталкиваемы и мы. Речь идет о подозрениях в финансовой нечистоплотности. Здесь надо признать, что иногда претензии, которые высказывают нам, вполне обоснованы. Но апостола Павла обвинить было нельзя, у него не было каких-либо финансовых злоупотреблений. В личной собственности у него был лишь самый минимум необходимых в повседневной жизни вещей. Поэтому его слова это не попытка оправдаться, это объяснение того, каким образом должно быть устроено финансовое обеспечение служителей Церкви.
Из апостольских посланий известно, что на жизнь Павел зарабатывал своим трудом — он делал палатки и их продавал. Так он поступал для того, чтобы, как пишет сам апостол, «не поставить какой преграды благовествованию Христову». Но при этом он не признает такое положение дел нормальным. В сегодняшнем отрывке апостол объясняет почему это так. Он использует два вида аргументов. Первый из них относится к законам человеческого общежития, второй — базируется на Священном Писании.
Апостол делает три отсылки к общественным законам. Самая яркая из них звучит так: «Какой воин служит когда-либо на своем содержании?». Служение Богу и людям апостол сравнивает с воинским служением. Действительно, сложно представить, чтобы кадровый военный сам зарабатывал на необходимое для несения своей службы. Вообще все, в чем нуждается он сам и его семья, военный получает от государства, которому служит. Иначе он не сможет с полной отдачей заниматься тем, к чему призван. Точно также и апостол может сам зарабатывать на свою жизнь, но при таком положении дел будет страдать его миссия, ему попросту будет недоставать времени и сил. Это же применимо и к другим служителям Церкви.
Апостол Павел признает, что такое рассуждение слишком человеческое, а потому может быть предметом споров. Для того, чтобы усилить свою аргументацию он вводит аргумент из Священного Писания: «не заграждай рта у вола молотящего» (см. Втор. 25:4). Это предписание содержится в книге Второзаконие. Чтобы понять его смысл, надо знать, что обмолот хлеба производился быками, которых заставляли вытаптывать ногами зерна из снопов, разбросанных по гумну. При этом быки имели возможность наклоняться и питаться еще не обмолоченным хлебом с зёрнами. Расчётливые владельцы пытались противостоять этому и завязывали быкам рты во время молотьбы хлеба. Запрещая подобные действия, закон Моисея имел в виду научить народ милостивому обращению с рабочим скотом. Апостол Павел переносит этот закон на служителей Церкви, и просит оказать им такое же милосердие, которое закон Моисея требует оказывать работающим животным.
«Журнал от 07.11.2025». Алена Рыпова, Ольга Зайцева
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Наталия Лангаммер, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и продюсер регионального вещания Радио ВЕРА Алёна Рыпова вынесли на обсуждение темы:
— Реалити-сериал «Монастыринг»;
— Лекторий Академии журнала «Фома»;
— Профессии в области медиа — как учиться?
— День рождения Ф.М. Достоевского.
Все выпуски программы Журнал
Как не обижаться на духовника. Клим Палеха
Однажды мне позвонил духовник и попросил финансово помочь в восстановлении храма. У меня самого в тот момент с деньгами были трудности. Пришлось отказать. Батюшка не стал спрашивать о причинах моих проблем и повесил трубку. Признаюсь честно — это смутило.
Через несколько часов он перезвонил и извинился. Оказалось, что наш разговор прервался из-за срочного дела батюшки. Я же, за это время успел осудить своего духовника и заподозрить его в корысти. Особенно стыдно стало, когда, расспросив о моих проблемах, он сам предложил помочь.
— Батюшка, я о Вас плохо подумал — признался я ему. Как бы впредь избежать таких помыслов?
Он принял это доброжелательно и поделился своими истинными мотивами.
— Мне от тебя не только ведь деньги нужны были, а чтобы ты сделал то, что приблизит тебя к Богу, — сказал батюшка и добавил, — всегда надо помнить, что первостепенной задачей дьявола является разлучение священника с его духовным чадом.
Позже у Преподобного Феодора Эдесского я прочитал такие слова о духовнике:
«Не будь судьею дел отца твоего... Демоны начнут указывать тебе на недостатки его, чтоб оглушить уши твои для уроков его... или одними помыслами неверия расслабить тебя и разленить ко всякому виду добродетели».
После того, как батюшка попросил помочь храму и прервал разговор, я должен был задуматься, почему меня это смутило? Но вместо этого стал осуждать и подозревать. То есть, принял вредные помыслы, согласился с ними.
Правильный ход мыслей неизбежно привёл бы меня к осознанию собственных грехов. В данном случае — эгоизма и мнительности. Они могут испортить отношения со священником. Важно их вовремя заметить и пресечь.
С того момента, слова или действия духовника, которые меня смущают, я воспринимаю, как повод посмотреть в себя, найти свою болезнь.
Но, если и это не помогает, прямо обсуждаю это с духовником. Так и говорю: «Батюшка, меня смутило то-то и то-то...», — и мы разбираемся вместе.
Главное помнить, что Господь посылает испытания не для того, чтобы выбить нас из колеи, а чтобы избавить от страстей. Наша задача — увидеть их и сделать правильные выводы.
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение
7 ноября. О творчестве и мировоззрении Арсения Введенского
Сегодня 7 ноября. В этот день в 1844 году родился русский литературный критик, историк литературы Арсений Введенский.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын диакона, окончивший семинарию, он сначала пробовал свои силы в качестве домашнего учителя. Не забудем, что домашнее образование в дворянских гнёздах было весьма и весьма плодотворным и давало отличные результаты, поскольку общение от уст к устам, от сердца к сердцу учителя и ученика ознаменовывалось глубоким постижением предмета.
Сам Арсений Введенский мало-помалу восходил к глубокому профессионализму как рецензент, литературный критик. В кругу его деятельности оказывались такие имена, как Ломоносов, Достоевский, Гаршин, многие другие писатели, что позволило Арсению Введенскому стать одним из наиболее заметных рецензентов, под редакцией которого печатались самые знаменитые прозаические произведения XIX столетия.
Ценно то, что Арсений Введенский соглашался с Пушкиным: искусство должно быть величаво. Он был далёк от мысли назвать произведением искусства такое сочинение, которое распространяло бы запах растления, разврата, что, к сожалению, имело место в начале XX столетия после снятия всех и всяческих цензурных запретов.
Поэтому нам нужны такие литературные критики и рецензенты, как Арсений Введенский, люди не только прекрасного литературного вкуса, но и нравственного чувства, лучшим критерием которого является христианское мировоззрение и мироощущение.
Все выпуски программы Актуальная тема







