Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Апостольские чтения

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла


1 Кор., 162 зач., XV, 39-45.

Глава 15.

39 Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц.

40 Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных.

41 Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.

42 Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;

43 сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе;

44 сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.

45 Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Вся 15-я глава Первого послания апостола Павла к Коринфянам посвящена тому, как происходит спасение человека, разговор на эту тему немыслим без разговора относительно всеобщего воскресения, именно на воскресении апостол останавливается подробнее, тем более что для этого у него были весомые основания: христиане Коринфа, как и многие современные христиане, понимали всеобщее воскресение неправильно, они полагали, что воскресение — это лишь оживление умерших, или, если сказать прямо и грубо, оживление трупов, тогда как воскресение — это нечто совершенно иное, о чём апостол Павел и пишет в этой главе Послания в Коринф.

Разницу между оживлением и воскресением лучше всего иллюстрирует Евангелие. Традиционно мы говорим о том, что Христос Спаситель воскресил Своего умершего друга Лазаря, но если использовать корректные термины, то случившееся с Лазарем не было воскресением в истинном смысле, это было именно оживление, ведь Лазарь вернулся к той же самой жизни, из которой ушёл, и вернулся не на всегда, а лишь на время, в конечном же итоге он снова и уже окончательно умер. Иначе обстоит дело с Христовым Воскресением, сама Плоть Спасителя изменила свои свойства, для Воскресшего Христа пространство и время перестали иметь значение, Он больше не нуждался в пище, не нуждался в отдыхе, мог оказываться в закрытых изнутри помещениях тогда, когда считал это необходимым, сам Его облик не имел строгого соответствия с тем, который был до Воскресения, а вторая смерть для Него стала попросту невозможной.

Неудивительно, что в своих размышлениях относительно всеобщего воскресения апостол Павел взял за основу Воскресение Христово, мысль апостола проста и убедительна: «Если нет воскресения мёртвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:13–14). Действительно, без Христова Воскресения христианство теряет всякий смысл, оно превращается в одну из бесчисленного множества этических систем, не более того.

Вполне естественно, что вслед за разговором о воскресении как таковом апостол вынужден был перейти к размышлениям относительно тела воскресения, ведь именно этот вопрос возникает всякий раз, когда речь идёт о всеобщем воскресении. Какими будут тела воскресших? Свой ответ апостол Павел начал с указания на то, что между зерном, которое сеятель кидает в землю, и всходами нет прямого соответствия: «И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог даёт ему тело, как хочет, и каждому семени своё тело» (1 Кор. 15:37–38).

Взяв в качестве ближайшей аналогии семена растений, апостол Павел перешёл к вопросу о телах животных и людей, и написал те слова, которые мы сегодня услышали: «Так и при воскресении мёртвых: сеется в тлении, восстаёт в нетлении; сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе; сеется тело душевное, восстаёт тело духовное» (1 Кор. 15:42–44).

Конечно, слова апостола не дают нам математически точного описания тел воскресения, сделать такое описание не представляется возможным, впрочем, и те тела, которые у каждого из нас сейчас есть в наличии, тоже до конца не поддаются описанию, иначе бы мы не проводили столько времени в поликлиниках и больницах, пытаясь поставить точные диагнозы и подобрать лечение, но мы верим, что это возможно, верим, что диагнозы будут поставлены, а лечение найдено. Так и апостол Павел верил, что нетленное тело воскресения — это не какой-то миф и не фантазия, это реальность, которая убедительно проявила себя в Христовом Воскресении. Вместе с апостолом Павлом безоговорочно верует в это и Христова Церковь.

tolpekina

Последние записи

Хорошо уже сейчас. Елена Сурняева

Однажды близкая подруга Катя поделилась со мной некоторыми обстоятельствами своей жизни. Непростая ситуация заставила ее…

29.04.2024

Ценная книга. Анна Жарая

Моя мама стала воцерковляться в тот момент, когда я была ещё школьницей. Она понемногу, постепенно…

29.04.2024

Самостоятельный синдром. Анна Жарая

На протяжении большей части своей жизни, я считала себя человеком самостоятельным и надеющимся только на…

29.04.2024

Самая страшная ложь. Анна Жарая

Я выросла в семье, где меня воспитывали порядочным человеком. Всегда знала, что ложь — это…

29.04.2024

Праздник непослушания. Анна Жарая

Хочу рассказать о том, как поняла, насколько послушание является необходимым навыком. Особенно важно человеку слушать…

29.04.2024

Правило полностью. Анна Жарая

В начале своего воцерковления я не молилась утренним и вечерним правилом. И, честно говоря, особой…

29.04.2024

This website uses cookies.