Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Апостольские чтения

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла


1 Кор., 155 зач., XIV, 6-19.

Глава 14.

6 Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?
7 И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то́, что́ играют на свирели или на гуслях?
8 И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?
9 Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узна́ют, что́ вы говорите? Вы будете говорить на ветер.
10 Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения.
11 Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.
12 Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви.
13 А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования.
14 Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.
15 Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.
16 Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина ка́к скажет: "аминь" при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что́ ты говоришь.
17 Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.
18 Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками;
19 но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении апостол Павел говорит об одном из даров Святого Духа, который назывался глоссолАлией или говорением на языках. Первое и самое известное проявление этого дара мы видим в день Пятидесятницы, когда апостолы, обращаясь к иудеям, пришедшим из разных мест, говорили на разных языках, так что каждому, кто их слышал, казалось, что говорят именно на его наречии. Суть этого дара, по крайней мере, в первой проповеди апостолов, заключалась в том, что Благая весть должна быть понятна каждому. Мы не видим, чтобы апостолы требовали от пришедших в Иерусалим какой-либо подготовки... Напротив, вся их проповедь должна была быть предельно понятна для каждого.

Впрочем, иногда этот дар принимал такие формы, при которых говоримое оказывалось совершенно непонятным, как это было в Коринфе. Апостол не обличает за это коринфских христиан, но указывает на одно важное свойство всего того, что произносится в церкви — назидательность. Неслучайно в тексте литургии священник называет службу, которую совершает, «словесной». Греческий термин, который употреблен в литургии, взят из послания апостола Павла к Римлянам и означает именно разумное служение. Неслучайно и апостол подчеркивает, что произносимые слова должны быть понятными, чтобы приносить пользу не только говорящему, но всем, кто слушает. Слова должны учить и воспитывать. Он не отрицал мистического элемента в молитве, но указывал, что из-за мистического не должен страдать педагогический.

Коринфяне ревностно относились к духовным дарам, стремились реализовать их наилучшим образом. Поддерживая коринфских христиан, апостол делает очень важное замечание: одной ревности мало. Ведь если человек, говоря, не заботится о других, в нем нет любви. Дар должен приносить ощутимую пользу людям. Причем не только внешним, когда проповедник стремится к понятности своей проповеди, но и уже церковным, когда священник заботится о понятности и назидательности молитвы.

В итоге может показаться, что сегодняшнее чтение как нельзя лучше подходит для того, чтобы поговорить о языке богослужения, понятность которого вызывает споры. Одни говорят, что молиться искренне можно только на том языке, на котором ты думаешь. Другие говорят, что проблема надумана и если что-то непонятно, надо просто приложить усилия... К сожалению, спор этот иногда принимает очень болезненные формы, за которыми не видно проблемы более существенной. Она заключается в том, что огромному числу людей, вообще все равно, что и как читается и говорится, так как они не видят необходимости в том, чтобы понимать. Магическое сознание предполагает, что прочитанное и так работает, поэтому они не ждут изменения текстов и не хотят учить церковнославянский язык... Все что происходит в храме оказывается лишь фоном для того, чтобы договориться с Богом о решении своих собственных проблем. По сравнению с тем, как общаются спорщики сегодня, апостол в своем обращении к коринфянам ведет себя очень деликатно. Он указывает на проблему: верующие должны получать назидание. При этом Павел не дает коринфской церкви никаких подробных инструкций, но верит, что, согласившись с ним в главном, верующие с любовью и взаимопониманием договорятся о том, как этого достичь.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

«Уроки жен-мироносиц». Прот. Александр Никольский

Нашим собеседником был настоятель храма Трех святителей в Раменках, отец 10 детей протоиерей Александр Никольский. Мы говорили о жёнах-мироносицах:…

18.05.2024

«Мужчины и женщины». Наталия Инина

У нас в студии христианский психолог, психотерапевт, преподаватель факультета психологии МГУ им. МВ Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова…

18.05.2024

Комната, где дети не плачут. Дарья Кравченко

Помню, как сейчас. Вечер. Я смотрю на недоклеенные обои в коридоре нашей квартиры и говорю…

18.05.2024

«Послушание»

Выхожу ранним утром на улицу и слышу привычный звук — это дворник Петрович метёт дорогу…

18.05.2024

18 мая. О подвигах и чудесах Великомученицы Ирины

Сегодня 18 мая. День памяти Великомученицы Ирины, жившей в первые века христианства. О её подвигах и чудесах, — священник Августин Соколовски.

18.05.2024

18 мая. О молитвах перед Образом Богородицы «Неупиваемая Чаша»

Сегодня 18 мая. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша». О молитвах перед этим Образом Богородицы, — протоиерей Василий…

18.05.2024

This website uses cookies.