1 Кор., 146 зач., X, 23-28.
Глава 10.
23 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.
24 Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.
25 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;
26 ибо Господня земля, и что́ наполняет ее.
27 Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.
28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христиане города Коринф жили в окружении язычников. Безусловно, со многими из них у верующих были добрые соседские отношения. В связи с этим вставал вопрос: как вести себя христианину, если его позвали в гости и посадили за стол. Стоит ли есть предложенное или нет? Вопрос для того времени не праздный. Дело в том, что жертвоприношения были неотъемлемым элементом религиозной жизни древнего человека. Язычники во время богослужений приносили жертвы своим идолам. Это могли быть животные, злаки, овощи, фрукты. Подобные приношения назывались идоложертвенным. После соответствующего ритуала часть этих даров употреблялась в пищу. В общем, если язычник позвал тебя в гости и предложил разделить с ним трапезу, скорее всего он накормит тебя именно той пищей, которая была посвящена идолу. Естественно, многих благочестивых христиан это смущало.
По этой причине апостол Павел и говорит, что делать в подобной ситуации. В только что прозвучавшем отрывке он озвучивает важный принцип: «Господня земля, и что́ наполняет её». Иначе говоря, в этом мире нет ничего скверного. А потому можно покупать у язычников еду, можно её смело употреблять в пищу без всяких расследований. Кроме того, если язычник пригласил тебя к столу, также можно принимать это приглашение без всякой боязни. Однако, если вам специально дадут понять, что перед вами идоложертвенное, лучше к этой пище не прикасаться. Совсем не по той причине, что эта еда теперь считается нечистой. Но по той причине, что язычник таким образом намеренно пытается вовлечь тебя в свой обряд. Или же по той причине, что рядом могут быть христиане, для которых делить трапезу с язычником — дело непозволительное. И их совесть может смутиться от твоего поступка.
Эти рекомендации апостола непосредственным образом связаны с представлениями о христианской свободе. Подлинный христианин всегда будет задумываться о том, не приведут ли его действия к соблазну ближнего. Проявляя свободу, мы не должны становиться камнем преткновения для совести других. И эта максима, которую апостол Павел и вся церковная традиция после него призывает применять не к окружающим, но в первую очередь к самим себе. Лишь в этом случае наше христианство будет основано на жертвенной любви, то есть иметь непосредственное отношение ко Христу Спасителю.
18 декабря. О почитании Преподобного Саввы Освященного

Сегодня 18 декабря. День памяти Преподобного Саввы Освященного, жившего в шестом веке возле Иерусалима.
О его почитании — игумен Назарий (Рыпин).
Все выпуски программы Актуальная тема
18 декабря. О восьмой и девятой заповедях блаженств

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого».
О восьмой и девятой заповедях блаженств — протоиерей Игорь Филяновский.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 декабря. О Богопознании
В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть».
О Богопознании — протоиерей Владимир Быстрый.
Все выпуски программы Актуальная тема











