Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла


1 Кор., 166 зач., XVI, 13-24.

Глава 16.

13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.

14 Все у вас да будет с любовью.

15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым),

16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.

17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше,

18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.

19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.

20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.

21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно.

22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа.

23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами,

24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Этот отрывок завершает собой Первое послание апостола Павла к Коринфянам. Он имеет традиционную для писем в греко-римском обществе того времени форму, так же, как и начало послания, окончание не было павловой инновацией, апостол не изобретал новую структуру для своих посланий, а следовал установившейся норме. Вместе с этим, есть здесь и то, чего нельзя найти во внехристианских документах той эпохи: стандартную форму апостол Павел наполняет христианским содержанием, делая особый акцент на важности любви, о которой здесь он пишет трижды. В этом нет ничего удивительного и необычного, ведь все павловы послания пронизаны этой мыслью, удивительно же и необычно вот что: в предпоследнем стихе Первого послания к Коринфянам апостол провозглашает анафему тем, «кто не любит Господа Иисуса Христа». Это слово апостол использует очень редко: два раза в Первом послании к Коринфянам и два раза в Послании к Галатам. А потому нам стоит обратить особое внимание на этот фрагмент.

Во-первых, стоит вспомнить о том, что, собственно, такое «анафема». В современной нам Православной Церкви это слово мы можем услышать за богослужением считанное количество раз: в дни, когда прочитываются упомянутые ранее отрывки апостольских посланий, и в первый воскресный день Великого поста, когда совершается чин Торжества Православия, который предполагает провозглашение анафемы множеству еретических сообществ древности. Впрочем, далеко не во всех храмах нашей Церкви чин Торжества Православия совершается полностью, зачастую анафематствования попросту опускаются. Это не хорошо и не плохо: Церковь допускает вариативность в совершении богослужебных последований. Во многом благодаря влиянию чина Торжества Православия, современные христиане воспринимают само слово «анафема» как нечто запредельно страшное и неприятное, как некое проклятие, причем абсолютное и окончательное.

Но что подразумевал под этим словом апостол Павел?

Важно знать, что само это слово в переводе с греческого означает «возложение» — возложение чего-либо на жертвенник, на престол или на алтарь. То, что возлагалось на жертвенник изымалось из простого человеческого обихода. Оно полностью предоставлялись в волю и распоряжение Божие. То есть первоначально «анафема» обозначала жертву Богу. А применительно к тексту апостольского послания это слово означает, что Церковь в лице апостола Павла снимает с себя ответственность за тех, «кто не любит Господа Иисуса Христа», иными словами, «анафема» здесь означает констатацию того печального факта, что не любящие Христа находятся вне Церкви, эти люди целиком и полностью предоставлены на волю Божию. Собственно, тот же самый смысл это слово сохранило и сегодня, а наше понимание его как проклятья — просто досужие домыслы. Кроме того, рассуждая об анафемах, стоит помнить, что Церковь не может кого бы то ни было проклинать, но она может с прискорбием констатировать факт отпадения от нее того или иного человека.

tolpekina

Последние записи

Батюшка, благословите. Анна Жарая

Всегда ли благословение священника гарантирует непременный успех в начинаемом деле? Пожалуй, это иллюзия и большое заблуждение. Благословение, безусловно…

29.04.2024

Традиции празднования Успения Богородицы на Кипре

В церковном календаре есть несколько больших праздников, посвященных Пресвятой Богородице. К таковым относится, например, Успение Божьей Матери.…

28.04.2024

Диана Берлин. «Неформат, или Дни радио»

В нашей профессии, друзья — а я говорю сейчас, как человек, годами причастный отечественному радиоэфиру, — есть люди, в применении к которым…

28.04.2024

Более 6000 детей получили помощь фонда «Настенька», поддержите работу фонда

Это осенью Тимофею исполнилось три года, он до сих пор вспоминает свой яркий день рождения: вкусный торт…

28.04.2024

«Кючук-Кайнарджийский мирный договор»

Вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы говорили о том, какие события привели к…

28.04.2024

«Христианин в современном мире». Павел Астахов

У нас в гостях был заслуженный юрист России, адвокат, писатель, телеведущий Павел Астахов. Наш гость рассказал о том,…

28.04.2024

This website uses cookies.