Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio
1 Кор., 161 зач., XV, 29-38.
Глава 15.
29 Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?
30 Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям?
31 Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.
32 По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!
33 Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.
34 Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога.
35 Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?
36 Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.
37 И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое;
38 но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостол Павел продолжает начатую им ранее тему апологии всеобщего воскресения из мертвых. Довольно любопытно звучит его упоминание раннехристианской традиции, которая уже давно отошла в прошлое как не соответствующая духу христианства: апостол пишет о некоем крещении для мертвых: «Что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?». Если не знать о бытовавшей в то время традиции, то этот фрагмент апостольского послания будет совершенно непонятен. А традиция была такова.
В ранней Церкви существовала устойчивая практика предварительной подготовки желающих креститься. Те, кто хотел стать христианином, довольно долго, иногда по несколько лет, изучали вероучение, проверяли свою решимость и только после этого становились чадами Церкви, то есть крестились. Но иногда они не доживали до момента крещения, они попросту умирали, и не обязательно в силу почтенного возраста. Окружающие их христиане прекрасно знали об их желании креститься, и чтобы не дожившие до крещения не оставались вне Церкви, кто-то из их близких христиан крестился вместо них. Для таких людей это было вторым крещением, но они крестились не со своими именами, а с именами усопших, как бы вместо них, в надежде, что через это Бог примет умершего как крещеного. Такая практика называлась «заместительным крещением» и существовала, как о том свидетельствует ряд источников, лишь в некоторых еретических группах, но в те годы понятие «ереси» было до конца не определено и возможно, что такой же практики придерживались и некоторые из тех христиан, которых нельзя отнести к еретикам. Как бы то ни было, «заместительное крещение» — это попытка обойти Божий замысел о человеке, и христиане довольно быстро отказались от этой практики.
Но есть у апостольских слов про «крещение для мертвых» и другое прочтение, которое, пожалуй, в большей степени соответствует общему смыслу этого фрагмента Павлова послания к Коринфянам. В нем он с помощью ряда примеров показывает, что всеобщее воскресение — не миф, не сказка, и не безумная надежда. Ведь если мертвые не воскреснут, то для чего сам Павел и другие претерпевают множество страданий? Для чего они постоянно ходят на грани смерти? Почему они не живут оседлой спокойной жизнью? Почему вообще в их жизни нет и намека на простые житейские удовольствия и обычное счастье? Павел отвечает: все это результат веры в Воскресение Христово и вытекающей из нее веры во всеобщее воскресение мертвых. «Крещение для мертвых» выступает еще одним аргументом, если эти слова понимать как метафору мученической смерти, которую человек добровольно принимает в надежде на соединение со Христом и в Нем со своими прежде усопшими собратьями.
Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви организует поездки волонтёров-ремонтников в город Мариуполь. Там добровольцы…
У нас в гостях была заместитель директора фонда культурного наследия и образовательных технологий «Медиа просвещение» Елена Бреднева. Мы говорили…
У нас в гостях была ученый секретарь государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева Юлия Ратомская. Мы говорили об истории фресок…
Есть среди царских резиденций, расположенных в окрестностях Санкт — Петербурга, особенное место — город Гатчина. Все в нем связано…
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела,…
Тайная вечеря. Леонардо да Винчи. 1495—1498 г. Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую…
This website uses cookies.