
Апостол Павел. Мозаика
1 Кор., 162 зач., XV, 39-45.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Мир, в котором мы живём, уделяет большое внимание телу. Человек сравнивает себя с кем-то предложенными стандартами и обычно оказывается недоволен, переживает и старается привести себя в форму. Христиане тоже уделяют телу большое внимание и тоже стараются соответствовать некоторому эталону. Какому? Об этом апостол Павел говорит в отрывке из 15-й главы первого послания к Коринфянам, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 15.
39 Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц.
40 Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных.
41 Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.
42 Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;
43 сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе;
44 сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.
45 Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.
Некоторые члены христианской общины Коринфа не могли поверить в воскресение мёртвых. Происходило это не потому, что они сомневались в существовании духовного мира. Мир этот они как раз вполне принимали и в Бога, а прежде этого даже богов, верили вполне охотно. Они не могли поверить, что земное тело с его материальностью, постоянной изменчивостью и стремлением к распаду, может быть благим и ценным для Бога.
Наша цивилизация воспринимает тело совершенно иначе. И дело не в том, что современные эталоны красоты не во всём соответствует эталонам античным. Вместе с современниками апостола мы знаем, что наши тела изменчивы, но не хотим сдаваться в войне со старением и смертью, стремясь как можно дольше поддерживать себя в той физической форме, которая нас устраивает.
Для апостола Павла, как для того, кто разделяет библейский взгляд на мир, совершенно очевидно не правы ни те, ни другие. Своим современникам, сомневающимся в благости материального мира, он, очевидно, указал бы на благость Бога, который этот мир сотворил и на грех человека, который приводит мир к разрушению. Нашим современникам, людям, которые стремятся быть вечно молодыми, сильными, красивыми, он указал бы на наивность подобного подхода, потому что всякая жизнь в итоге заканчивается смертью.
В сегодняшнем чтении апостол Павел предлагает третий вариант. Для него очевидно, что наши тела несовершенны. Однако, помимо физического несовершенства, которое для него не имеет решающего значения, он видит в них несовершенство иерархическое, ведь телесное в нас нередко управляет душевным, а душевное духовным. Сегодня мы стремимся взять под контроль тело, развивать силу воли, переживаем, если у нас это не получается. Но апостол знает, что дело не только в теле, но и в том, к чему человек стремится в итоге, в чём желает успокоиться его сердце. Для него есть те, кто стремится к земному, и те, кто стремится к небесному, первые — душевные, вторые — духовные. Проживая жизнь, люди находятся в постоянной борьбе, но за что они борются? Что в итоге отразится в вечности? Первый Адам был душой живой, но последний Адам, под которым подразумевается Христос, — Дух животворящий. Люди тратят неимоверные усилия, чтобы добиться славы здесь, на этой земле. Они работают над своим телом, беспокоятся о внешности, но для Павла очевидно, что главное — внутренняя красота, потому что, когда наше тело умрёт, вся его слава исчезнет. Когда же человек воскреснет — слава его будет зависеть от того, насколько он приблизился ко Христу.
В наши дни люди придумывают очень всего, чтобы украсить себя внешне, у них есть для этого силы, способности — масса всего. Христиане совсем не против внешней красоты, ведь Бог сотворил мир прекрасным, но они за то, чтобы внешняя, телесная, красота была отражением красоты внутренней, духовной.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Длительная реабилитация для детей с ДЦП в медцентре «Милосердие»

Каждое утро по будням четырехлетняя Настя, как солнышко, будит дружную семью: маму, папу и старшего брата. После завтрака все расходятся по своим делам — мама на работу, брат в школу, а у Насти с папой Евгением особая задача. Из Подмосковного города они едут на реабилитацию в столицу, в Марфо-Мариинскую обитель. Там расположен медицинский центр «Милосердие», где помогают тяжелобольным детям.
Родители впервые привезли сюда Настю два года назад по рекомендации знакомых. Тогда девочка не садилась, не ползала и не держала голову. И поначалу папа с мамой с трудом верили в успех реабилитации. Но уверенность и расположение специалистов развеяли их сомнения.
Садиться, держать голову, ползать и делать первые шаги — всему этому Настя научилась в Марфо-Мариинском медицинском центре. Кроме этого, специалисты предоставили девочке активную инвалидную коляску, которая позволяет ей быть более подвижной.
Сейчас Настя продолжает осваивать важные навыки — пытается есть и одеваться без помощи взрослых. А ещё она начала посещать Елизаветинский детский сад, где учится играть и общаться с другими детьми.
Папа с мамой радуются успехам дочери, которая когда-то лежала неподвижно на их руках, и не перестают благодарить Бога и специалистов медицинского центра за настоящее чудо.
Вы можете помочь совершаться таким чудесам, поддержав работу Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» на его официальном сайте. Подарим тяжелобольным детям возможность проходить длительную реабилитацию и становиться самостоятельнее.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианская весть в римском обществе». Александр Куприн
У нас в гостях был преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александр Куприн.
Разговор шел о том, как Римская империя встретила проповедь христианства и как западная латинская культура и философская мысль приняли христианское учение.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о том, что нового христианство сказало о человеке, Боге и мире по сравнению с античностью.
Первая беседа с диаконом Николаем Антоновым была посвящена тому, как античный мир встретился с проповедью христианства (эфир 01.12.2025)
Вторая беседа с Петром Пашковым была посвящена тому, как христианство изменило античное отношение к человеку (эфир 02.12.2025)
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Святые новомученицы». Священник Анатолий Правдолюбов
У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о женщинах, отстаивавших православную веру в годы советских гонений, в частности о святых новомученицах Дивеевских.
Разговор начинается с тех самых «белых платочков», о которых патриарх Алексий I сказал, что они спасли Русскую Церковь, и переходит к женскому подвигу веры в XX веке: к тому периоду церковной истории, о котором нельзя забывать, и к людям, молитвами которых мы до сих пор укрепляемся.
Гость вспоминает имена святых подвижниц прошлого века: преподобномученицу игумению Серафиму, расстрелянную в 1918 году, мученицу Александру Устюхину, старосту храма в селе Гусь-Железный, исповедницу Ираиду Тихову и преподобную исповедницу Матрону Власову, прошедшую через многолетние лагеря. Разговор — о том, как верующие женщины принимали тюрьму и лагерный труд как крест из рук Божиих и почему их подвиг опровергает представление о верующих как о «слабых людях, ищущих подпорку».
Продолжая тему новомучениц и исповедниц, отец Анатолий рассказывает о Дивеевских новомученицах: преподобномученицах Пелагее и Марфе Тестовых, преподобномученице Ксении Чарлиной-Браиловской, о Пузовских мученицах — Евдокии, Дарии, второй Дарии и Марии, разделивших участь юродивой старицы. В центре беседы — юродство как особый путь смирения, подвиг послушания, а также судьба схимонахини Анатолии, сохранившей схиму и молитвенный затвор в советские годы. Образ «белых платочков» связан с особым женским благочестием и тем даром, который, по словам отца Анатолия, является важнейшей составляющей жизни Церкви.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер











