
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
1 Кор., 156 зач., XIV, 20-25.
Глава 14.
20 Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.
21 В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь.
22 Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.
23 Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?
24 Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.
25 И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Конечно, та проблема, которая послужила причиной написания апостолом Павлом этих строк, для нас не является актуальной. Своими словами апостол призывает христиан Коринфа к порядку во время богослужебных собраний, во время которых многие совершенно неразумно бравировали своими духовными дарованиями, в частности, способностью говорить на чужих языках. Как мы знаем, в сегодняшней Церкви ни у кого нет аналогичных дарований, а когда возникает вопрос почему это так, то можно обратиться к посланиям апостола Павла: его опыт показал, что чаще всего люди оказывались неспособны должным образом использовать этот дар, он был во вред как каждому конкретному человеку, так и общине в целом.
Из сегодняшнего отрывка можно составить представление о том, что происходило в христианских молитвенных собраниях Коринфа и что так возмутило апостола.
Во-первых, те люди, которые имели дар знания языков, полагали этот дар настолько важным, а себя самих настолько ценными, что никоим образом не сообразовывались с другими людьми. Они начинали говорить все и сразу, внешне это выглядело как совершенное безумие: несколько человек, которые перекрикивая друг друга говорят что-то на некому не понятных языках. Какой в этом смысл? Никакого, это пустая бравада. Так поступают дети, они в силу своего возраста не способны сообразовывать свое поведение с окружающей их действительностью. А если ребенок приобрел какое-то новое умение, то он старательно им хвастается при всяком удобном, и не совсем удобном, случае. Именно поэтому апостол Павел и призывает коринфян не быть «детьми умом», всякую способность надо использовать на благо, а не ради чего-то другого.
Во-вторых, активное демонстрирование способности говорить на чужих языках в церковном собрании смущало тех, кто не имел такого дара. Оно заставляло их чувствовать себя людьми второго сорта, а кого-то из них и вовсе отвращала от христианства. И это тоже очень похоже на ребяческое отношение к самим себе и к окружающим. Взрослый и ответственный человек не станет поступать таким образом. Апостол Павел призывает христиан Коринфа быть именно такими: взрослыми и ответственными. Он призывает их помнить, что любое дарование может быть во вред, что в жизни много ситуаций, когда лучше воздержаться от публичной демонстрации полученных от Бога даров. Скромность — вот что, по мнению апостола, должно быть отличительной чертой взрослого и разумного христианина.
Джордж Элиот «Сцены из жизни духовенства» — «Как искупить причинённое ближнему зло?»

Фото: PxHere
В Евангелии от Луки рассказывается история мытаря по имени Закхей. Приняв в свой дом Христа, он принёс покаяние в грехах, причинённых ближним, и постарался искупить их. Как именно? «Если кого чем обидел, — говорит Закхей, — воздам вчетверо». Помимо этого, он обещает половину имения раздать нищим. Зачем? Возможно, дело в том, что не всем, кого мытарь обидел, он может возместить ущерб. Для кого-то это уже невозможно. И тут встаёт вопрос: что делать, если зло, которое ты причинил человеку, непоправимо? Как искупить такую вину?
Один из героев повести Джордж Элиот «Сцены из жизни духовенства», мистер Трайан, посвящает жизнь поиску ответа на этот вопрос. В юности он толкнул на путь греха молодую женщину. Годы спустя повзрослевший и одумавшийся Трайан узнаёт о смерти Люси. Осознав сотворённое им зло, герой едва не впадает в отчаяние. Муки совести усугубляются осознанием: да, сам Трайан может покаяться в своём грехе и грехе, на который толкнул Люси, но разве он может покаяться за неё?
Трайан всем сердцем обращается к Богу и находит покой в решении: всю оставшуюся жизнь он посвятит Богу и людям. Помочь Люси уже не в его силах, но он сделает всё, чтобы уберечь от гибели и греха других. Так герой находит ответ на вопрос, как искупить зло, причинённое ближнему. Он не может, как Закхей, возместить Люси вчетверо, но может послужить другим людям: не половиной имения, а всей жизнью. Поступив так, мистер Трайан обретает покой.
Все выпуски программы: ПроЧтение
Джеймс Барри «Дорогой Брут» — «О вторых шансах»

Фото: PxHere
Нет, наверное, человека, который не мечтал бы порой о том, чтобы вернуться в прошлое и что-то исправить. Иными словами, получить второй шанс. А что, если такая возможность и правда была бы нам дана, хотя бы раз? Об этом размышляет Джеймс Барри, автор знаменитой повести «Питер Пэн и Венди» в пьесе «Дорогой Брут».
Все персонажи пьесы в той или иной мере недовольны своей жизнью и каждый точно знает, что именно он или она изменили бы в прошлом, будь у них второй шанс. Этот шанс они получают, благодаря соседу, чародею. На одну ночь он возвращает их в прошлое. И что же? Аккуратно и последовательно все герои повторяют свои ошибки. В конце концов один из них восклицает:
— Я понял. Что-то такое есть во мне, что заставит меня поступать и дальше так же. Моя душа словно заражена, отравлена. И сколько мне ни давай шансов, ничего не изменится.
«Всё дело в нас самих» — вот главное открытие героев. Человек, осознавший, что источник зла кроется в его душе, близок к покаянию. А покаяние — это изменение, перемена души, ума, сердца.
И тогда второй шанс, о котором говорит пьеса «Дорогой Брут», как раз и заключается в том, чтобы понять, какие именно свойства, качества и привычки привели в прошлом к тем или иным ошибкам — и не повторять их.
Все выпуски программы: ПроЧтение
Валентина Осеева. «Хорошее» — «Посильное добро»

Фото: PxHere
Как часто мы говорим близким: «я для тебя ничего не пожалею». И правда ведь, ничего не пожалеем. Кроме, пожалуй, чуточки внимания, капли тепла, минуты времени. Если оглянуться, сколько упущенных возможностей проявить посильное добро осталось за плечами?
Вот и Алёша, герой рассказа Валентины Осеевой «Хорошее», до поры до времени не обращал на них внимания. Однажды с самого утра мальчик начал напряжённо размышлять: что бы хорошее сделать для сестрёнки, няни и пёсика Трезора? В мечтах он спасает тонущую сестру, защищает няню от волков, вытаскивает Трезора из колодца. А в реальности на просьбы няни, сестры и тявканье собачки отвечает: «уйди, не мешай», совершенно не замечая разрыва между своими мечтами и действиями.
Рассказ Осеевой прост и рассчитан на детей. А вот и уровень посложнее. Английский писатель и богослов Клайв Льюис в 1942 году написал повесть «Письма Баламута», в которой опытный бес даёт молодому бесёнку советы по искушению людей. Одна из его инструкций звучит так: «Отвлекай подопечного от простых и прямых обязанностей, направляя к далёким и возвышенным. Усиливай неприязнь и слепоту к очевидному». Расчёт беса очевиден: человек способен всю жизнь провести в бесплодных мечтаниях и очнуться с пустыми руками и сердцем.
Вот и святитель Игнатий Брянчанинов, подвижник и духовный писатель девятнадцатого столетия, предостерегает нас от такого ослепления. Не стоит гнаться за великим, подчёркивал святитель. Драгоценен малый, терпеливый и постоянный подвиг, говорил он.
Маленький герой рассказа Осеевой сумел разглядеть самые простые и прямые свои обязанности — а всегда ли это удаётся нам?
Все выпуски программы: ПроЧтение











