
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
1 Кор., 156 зач., XIV, 20-25.
Глава 14.
20 Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.
21 В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь.
22 Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.
23 Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?
24 Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.
25 И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Конечно, та проблема, которая послужила причиной написания апостолом Павлом этих строк, для нас не является актуальной. Своими словами апостол призывает христиан Коринфа к порядку во время богослужебных собраний, во время которых многие совершенно неразумно бравировали своими духовными дарованиями, в частности, способностью говорить на чужих языках. Как мы знаем, в сегодняшней Церкви ни у кого нет аналогичных дарований, а когда возникает вопрос почему это так, то можно обратиться к посланиям апостола Павла: его опыт показал, что чаще всего люди оказывались неспособны должным образом использовать этот дар, он был во вред как каждому конкретному человеку, так и общине в целом.
Из сегодняшнего отрывка можно составить представление о том, что происходило в христианских молитвенных собраниях Коринфа и что так возмутило апостола.
Во-первых, те люди, которые имели дар знания языков, полагали этот дар настолько важным, а себя самих настолько ценными, что никоим образом не сообразовывались с другими людьми. Они начинали говорить все и сразу, внешне это выглядело как совершенное безумие: несколько человек, которые перекрикивая друг друга говорят что-то на некому не понятных языках. Какой в этом смысл? Никакого, это пустая бравада. Так поступают дети, они в силу своего возраста не способны сообразовывать свое поведение с окружающей их действительностью. А если ребенок приобрел какое-то новое умение, то он старательно им хвастается при всяком удобном, и не совсем удобном, случае. Именно поэтому апостол Павел и призывает коринфян не быть «детьми умом», всякую способность надо использовать на благо, а не ради чего-то другого.
Во-вторых, активное демонстрирование способности говорить на чужих языках в церковном собрании смущало тех, кто не имел такого дара. Оно заставляло их чувствовать себя людьми второго сорта, а кого-то из них и вовсе отвращала от христианства. И это тоже очень похоже на ребяческое отношение к самим себе и к окружающим. Взрослый и ответственный человек не станет поступать таким образом. Апостол Павел призывает христиан Коринфа быть именно такими: взрослыми и ответственными. Он призывает их помнить, что любое дарование может быть во вред, что в жизни много ситуаций, когда лучше воздержаться от публичной демонстрации полученных от Бога даров. Скромность — вот что, по мнению апостола, должно быть отличительной чертой взрослого и разумного христианина.
29 октября. О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова об апостолах: «Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?».
О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа — игумен Назарий (Рыпин).
Состояние апостолов было объективной реальностью на тот момент, потому что они ещё не были просвещены Духом Святым. Поэтому ненависть первосвященников, законников и фарисеев была так велика ко Христу, потому что Он не призвал их соучаствовать в Своей славе и царстве земном, как им представлялось, а избрал этих некнижных рыбаков, мытарей. И конечно же, хотя апостолы Христовы пытались смиряться, но эта идея земного царства, земной власти, конечно, тоже посещала их умы, они не понимали Христа.
И поэтому Христос в большей степени готовил их к смертным страданиям не для того, чтобы они смогли их понять сейчас, а больше для того, чтобы потом, когда уже всё случится, когда они будут просвещены Духом Святым, это утвердило их веру и напомнило о всём том, о чём Он им прежде говорил, прежде Своей смерти, чтобы утвердить их в вере в распятого Христа, в том, что Он знал о Своих страданиях и сознательно и добровольно пошёл на крестную смерть ради спасения человеческого рода.
И мы зачастую в своих каких-то религиозных представлениях и отношениях к Богу, к Церкви, в некотором смысле напоминаем непросвещённых Духом Святым апостолов в том, что мы хотим что-то у Бога. Мы не Бога хотим, а от Бога всё время чего-то хотим. И конечно, на это нужно обратить внимание. В нашей вере, в наших молитвах мы молимся о духовном преображении, о своём исцелении души, или же мы хотим тоже занять какое-то премьерское или министерское кресло вокруг Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 октября. О подлинной полноте

В 1-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова о Христе: «Благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота».
О подлинной полноте — протоиерей Максим Горожанкин.
«Господь наш Иисус Христос, придя на землю, соединил в Себе божественное и человеческое естества». Почему это произошло и почему для нас это так важно? Христос стал человеком, во всём подобным нам, кроме греха. И человеческую природу, и человеческое естество Господь вознёс на Крест и совоскресил с Собою.
В православном богословии есть очень глубокий и важный термин — это обожение. И каждый человек, каждый христианин призван к обожению, то есть к тому, чтобы во всём быть подобным Богу.
Святитель Григорий Богослов прекрасно осмысливает данное явление в духовной жизни. Он пишет так: «Если ты будешь низко думать о себе, то я напомню тебе, что ты — созданный бог, ты — честная Христова часть, через Христовы страдания идущий в нетленную славу».
Все выпуски программы Актуальная тема
29 октября. О жизни и творчестве Андрея Рябушкина

Сегодня 29 октября. В этот день в 1861 году родился русский художник Андрей Рябушкин.
О его жизни и творчестве — протоиерей Василий Гелеван.
Будущий художник воспитывался в верующей семье. И он, что называется, с младых ногтей уже познакомился с церковной живописью. Он очень любил иконы, он любил рассматривать, как украшены стены храмов. Конечно, это отразилось в его будущих работах, когда он сам стал художником.
Путь его был непростым: рано осиротев, он не смог унаследовать мастерскую своего отца. Но случай помог ему всё-таки найти свой путь. Но мы-то понимаем, что случай не случайный бывает. Богу угодно, чтобы человек всё-таки реализовал себя. Земляк Андрея Рябушкина, тоже студент Московского училища живописи, ваяния, зодчества, Андрей Преображенский, повлиял на то, чтобы всё-таки таланты Рябушкина нашли свою реализацию.
Очень интересный факт такой, что по окончании Художественной академии выпускники имели стипендию на поездку за границу для того, чтобы познакомиться с мировыми классиками в Италии, например. Так вот, Рябушкин отказался от такой заграничной поездки, захотел поехать по России. Это очень показательно, что человек любит свою страну и хочет её, прежде всего, воспеть.
Он посетил Новгород, Псков, Владимир, Ростов, Ярославль. Он увлечён историей Отечества и увлечён изучением культурного наследия своих предков. Его всё интересовало: одежда, орнаменты на национальных костюмах, музыкальные инструменты, игрушки, расписные прялки. Всё это он потом отразит в своих знаменитых работах.
Вот по завершении путешествия Андрей Рябушкин написал целый ряд жанровых картин, посвящённых крестьянскому и мещанскому быту. В этот день, когда родился Андрей Рябушкин, будет здорово открыть каталог и познакомиться с его наследием.
Все выпуски программы Актуальная тема







