Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio
1 Кор., 144 зач., X, 5-12.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как следует правильно читать Библию? Ведь это текст, который был написан много столетий назад в рамках другой культуры, и первоначально его адресатом были носители совершенного чуждого нам менталитета. Тот отрывок из 10-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, даёт ясный ответ на этот вопрос. Давайте послушаем.
Глава 10.
5 Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне.
6 А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.
7 Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть.
8 Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи.
9 Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей.
10 Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя.
11 Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.
12 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел, обращаясь к христианам города Коринф, напоминает им ряд эпизодов из Ветхого Завета. Все они связаны с историей исхода евреев из Египта. Пророк Моисей ведёт евреев через пустыню к Земле Обетованной. Казалось бы, вот она, долгожданная свобода. Но не тут-то было. Люди, выросшие в Египте, в душе своей оставались рабами. Кроме того, их сознание были пропитано языческими суевериями. Апостол Павел говорит о том, что евреи были похотливы и злы. Отсюда постоянный ропот на Моисея, отсюда недоверие Богу, отсюда нежелание служить Творцу и попытки вернуться к языческому образу мысли и распущенной жизни. Именно поэтому евреи постоянно навлекают на себя гнев Божий. По причине их собственного невежества и строптивости с ними происходят различные злоключения, которые описаны в книгах Моисея.
На тот момент, когда звучала проповедь апостола, эти истории стали далёким прошлым. Однако Павел призывает коринфян не относиться к ним, как тому, что не имеет к ним самим никакого отношения. Он говорит, что тексты Ветхого Завета не потеряли актуальность, и предлагает своим слушателям поставить себя на место древних евреев. Приглашает их ощутить, что, несмотря на огромный временной разрыв, они находятся в аналогичной ситуации. Иными словами, он побуждает их перекинуть мостик между древностью и современностью. Зачем? Чтобы ощутить, что и они сами являются непосредственными участниками священной истории. Что всё это написано не для только древних, но и лично для них и про них. Это поможет им верно ориентироваться в своей духовной жизни и избежать серьёзных ошибок.
Этот призыв обращён и к нам. Можно читать Библию, как учёный. То есть выяснять, как же в точности произошли те или иные библейские события. И святые отцы нередко так и поступали. Но при этом они говорили о том, что для человека, который идёт путём веры, чтение Священного Писания должно быть духовным упражнением. Суть этого упражнения заключается в том, чтобы вжиться в текст. Поместить себя на место героев. Подумать, как бы я повёл себя в этой ситуации. С другой стороны, пытаться переносить обстоятельства, описанные в тексте, в свою современную жизнь. Увидеть важные духовные закономерности в своей жизни. Как это сделать? Путём внимательного и регулярного чтения, путём размышления над прочитанным и посредством молитвы к Богу, чтобы Он дал мне увидеть значимость прочитанного в контексте моей собственной жизни. Что этим рассказом Господь хочет сказать мне сегодня? К чему Он призывает меня той или иной историей в моей собственной ситуации?
Ведь несмотря на то, что все библейские книги уже давно написаны, известно их число, их состав, священная история не закончилась. Бог продолжает действовать в жизни Церкви с той же самой силой, с какой действовал в древние времена. Дух Писания продолжает жить в житиях святых людей. И если мы хотим быть вписанными в эту историю, нам необходимо пропускать её через своё сердце, избегать тех ошибок, о которых она нас предостерегает, и согласовывать с её лучшими моментами свои мысли, желания, слова и поступки. Чтобы в итоге наша жизнь напоминала не бульварный роман, но постепенно, в меру нашего усердия, начинала напоминать самые светлые и возвышенные эпизоды священного текста.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Навалились тут на меня проблемы да тяготы! Не знаю, как справиться. Хожу по кругу, перебираю…
«Жены-мироносицы» Михаил Нестеров, 1889 г., из собрания Третьяковской галереи О Воскресении Иисуса Христа первыми узнали…
Сегодня 19 мая. День памяти Преподобного Михея Радонежского, жившего в 14 веке. О добродетелях святого Михея, — протоиерей Константин Харитонов.
Сегодня 19 мая. День памяти Праведного Иова Многострадального, жившего за 2000 лет до Рождества Христова. Об отношении к страданиям, — священник…
Сегодня 19 мая. Неделя жён-мироносиц. О духовном смысле праздника, — протоиерей Игорь Филяновский.
Деян., 16 зач., VI, 1-7. «Во Христе нет ни эллина, ни иудея», — такие слова мы можем найти в наследии апостола Павла. Проповедуя…
This website uses cookies.