Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Апостольские чтения

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла


1 Кор., 138 зач., VII, 24-35.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многим людям вера кажется чем-то костным. Догматы неизменны, заповеди по сути своей тоже. Но могут ли христиане подходить к обстоятельствам своей жизни творчески? И если да, то что оказывается главным условием? Ответ на этот вопрос апостол Павел даёт в отрывке из 7 главы своего первого послания к Коринфянам, который читается сегодня в православных храмах во время божественной литургии. Давайте его послушаем.

Глава 7.

24 В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.

25 Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным.

26 По настоящей нужде за лучшее признаю́, что хорошо человеку оставаться та́к.

27 Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены.

28 Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.

29 Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; 

30 И плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие;

31 И пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.

32 А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; 

33 А женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: 

34 Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.

35 Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.

Обращаясь к вере во Христа, люди оставались членами того общества, в котором они родились и выросли. И хотя общение с братьями и сёстрами занимало большую часть их времени, таких обычных явлений, как работа, дружба, вступление в брак, никто не отменял. Как ни крути, повседневная жизнь людей продолжалась. Впрочем, ожидание скорого пришествия Христова, несомненно вносило в повседневность определённые коррективы. Апостол говорит: проходит образ мира сего, то есть после воскресения Христова мир уже не может быть прежним. И это значит, что уже невозможно жить так, как будто бы ничего не произошло. Даже повседневная жизнь должна измениться.

И первое, что предлагает апостол: перестать строить планы. Он говорит: в каком звании, кто призван, в том и оставайся перед Богом. Впрочем, это явно совет для взрослых людей и его довольно сложно считать универсальным, так как в этих рассуждениях нет места подрастающему поколению, которое воспитывается в вере. В каком состоянии призван ребёнок? Очевидно, вне брака. Значит ли это, что ему нужно отказываться от брака? Конечно, нет. Ожидая скорого пришествия Христова и советуя все силы направить на духовную жизнь, апостол Павел в то же время позволяет ученикам самостоятельно решить, избрать ли путь брака или девства.

Вступая в область не столько утверждений, сколько рассуждений и советов, он неслучайно подчёркивает, что это лишь его мысли, а не то, что можно было бы назвать повелением Господним. Понимая, что впереди у христиан скорби, апостол говорит, что целесообразнее воздержаться от вступления в брак, хотя он ни в коем случае на этом не настаивает и признаёт полную законность семейных отношений. Свой совет он обосновывает тем, что в браке человек сталкивается с новым для себя опытом и может с ним не справиться. В обществе есть определённые стереотипы супружеского поведения, мужья и жены начинают угождать друг другу и заботиться о мирском. Однако, если образ мира меняется, отношения людей тоже должны измениться. Угождение людям должно смениться служением Богу, и это главное условие христианской жизни. В то же время сам апостол прекрасно понимает, что служение, кроме аскетических практик, обязательно предполагает служение ближнему, ведь Господь сказал: «что вы сделаете одному из ближних, то Мне сделаете». Именно поэтому, например, уже в послании к Ефесянам апостол Павел говорит о том, что жена может относиться к мужу, как к Господу, а муж к жене, как Христос к Церкви. Это значит, что главное не формальный статус, в котором мы находимся, но то, служим ли мы Господу на всех путях нашей жизни.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

ishkeeva

Последние записи

Деяния святых апостолов

Деян., 16 зач., VI, 1-7. «Во Христе нет ни эллина, ни иудея», — такие слова мы можем найти в наследии апостола Павла. Проповедуя…

19.05.2024

«Главное в жизни — всегда делать людям добро. Если не можешь делать добро большое, постарайся совершить хотя бы малое»

В 1946 году святителя Луку Войно-Ясенецкого перевели на Крымскую кафедру. Поселился архиепископ на втором этаже ветхого дома. Здесь же…

18.05.2024

Санитарный автомобиль для Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге

«Скорее всего вы мне ничем не поможете, но на всякий случай я решила прийти...» — сказала Наталья, оказавшись на пороге Благотворительной больницы…

18.05.2024

«Неделя о Жен-мироносиц». Свящ. Павел Усачев

В нашей студии был клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами в Москве священник Павел Усачёв. Разговор шел…

18.05.2024

«Уроки жен-мироносиц». Прот. Александр Никольский

Нашим собеседником был настоятель храма Трех святителей в Раменках, отец 10 детей протоиерей Александр Никольский. Мы говорили о жёнах-мироносицах:…

18.05.2024

«Мужчины и женщины». Наталия Инина

У нас в студии христианский психолог, психотерапевт, преподаватель факультета психологии МГУ им. МВ Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова…

18.05.2024

This website uses cookies.