
1 Сол., 262 зач., I, 1-5.
1 Павел и Силуан и Тимофей — церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших, 3 непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим, 4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия; 5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У любого человека внутри Церкви, у того, кто считает себя верующим и является, как говорится, практикующим христианином, на повестке для постоянно стоит один крайне важный вопрос, который не имеет универсального решения. Из посланий апостола Павла можно сделать вывод, что точно такой же вопрос стоял и перед ним. Собственно, вся его жизнь после обращения была посвящена решению этого вопроса: как сделать так, чтобы все те, с кем мы имеем дело, те, кто нам близок, кто живет с нами под одной крышей, наши родственники и друзья стали христианами? Мы исповедуем, что вне Христа нет жизни, что Он — Источник жизни и податель всякого блага, без него жизнь здесь — лишь физиологическое существование, без Него немыслима жизнь вечная. Звучит это неплохо и даже красиво. Но как передать наше мироощущение кому-то другому? Любой, кто пытался хотя бы отчасти заниматься миссионерством и проповедью, знает, что слова, даже самые замечательные, мудрые, убедительные и весомые — это лишь слова. Всегда найдутся другие аргументы, доказательства, которые подтвердят иную, не христианскую или даже не религиозную точку зрения. Слова могут поставить в тупик, но если человек не захочет, они не смогут его переубедить. Надо что-то еще. Как мы знаем из Евангелия, Христос Спаситель не только говорил и проповедовал. Он еще и действовал. Действовал так, что Его проповедь невозможно было не заметить. Но Он — Бог. И зачастую Он именно так и поступал — как Бог, Которому подвластна материя, Который ее Творец и Который волен менять Им же Самим установленные законы физического мира. Воду в вино? Запросто! Сделать слепого от рождения человека зрячим? Да! Но кто из нас способен менять законы физики по своему усмотрению? Никто. Но слова без сопутствующего действия редко кого могут убедить. Получается своего рода замкнутый круг. Апостол Павел в сегодняшнем отрывке, который является надписанием и приветствием Послания к Фессалоникийцам, дает ответ как разорвать этот круг. Он напоминает своим адресатам, что их апостольское благовествование в Фессалониках «было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе». То есть, они не просто приехали, рассказали о Христе и о своей вере, и после этого пошли дальше. Они явили силу во Святом Духе. Сила Духа Святого — это то, с чем невозможно спорить, даже тогда, когда имеющий эту силу слаб как оратор. Он вообще может ничего не говорить, ему достаточно просто быть. И это станет мощнейшим миссионерским фактором. Сила апостолов проявлялась не в чудесах, а в их образе жизни, который даже в самой малейшей степени не расходился с их словами, что само по себе чудо. Правильно говорить могут многие, но далеко не все способны правильно, по-евангельски, жить. Для этого необходимо содействие Святого Духа, внутренняя убежденность без какого-либо надрыва. Поэтому ответ на вопрос о методе христианской миссии среди своего ближайшего окружения очень прост: надо явить чудо подлинно христианской жизни. Такая жизнь сама по себе привлечет ко Христу если не всех, то многих.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема