1 Сол., 267 зач., II, 20 - III, 8.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Монахи-аскеты, которые были знатоками человеческих душ, подметили, что существует лишь одна причина всех наших грехов и страстей, эта причина толкнула Адама и Еву на непослушание Богу, она же низвела величайшего ангела до состояния диавола. Имя этой причины: гордыня. Если быть внимательным к самому себе, то легко заметить правоту древних подвижников: действительно, так или иначе, но в основе любого греха лежит гордыня. А потому каждому христианину необходимо бороться с ней. Но как это сделать? Практика показывает, что одними размышлениями о пагубности гордыни невозможно чего-либо добиться. Невозможно преуспеть и в том случае, если ограничиться исследованием примеров борьбы с гордыней в житиях святых. Нужно нечто большее, что-то такое, что поможет самым радикальным образом изменить отношение к Богу, к другим людям и к самому себе. Апостол Павел в своих посланиях пытался дать ответ и на этот вопрос. Давайте послушаем звучащий сегодня за литургией в православных храмах отрывок из 2-й и 3-й глав Первого послания к Фессалоникийцам, и на основании этого отрывка сделаем некоторые выводы относительно методов борьбы с гордыней.
Глава 2.
20 Ибо вы — слава наша и радость.
Глава 3.
1 И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни,
2 и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей,
3 чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено.
4 Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете.
5 Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш.
6 Теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас,
7 то мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради вашей веры;
8 ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе.
Апостол писал своё послание в Фессалоники, находясь в «скорби и нужде». Однако это его послание проникнуто радостью о духовных чадах — христианах Фессалоник. Павел отправил Тимофея к этим людям, он хотел узнать, каковы их успехи в вере, и Тимофей принёс «добрую весть о вере и любви» фессалоникийцев. Именно это известие и стало причиной радости апостола. Получается, что несмотря на своё физическое отсутствие, апостол переживал о своих духовных чадах, от Тимофея он узнал, что переживание было взаимным: фессалоникийцы в той же степени переживали о своём духовном отце, в какой и Павел переживал о них. Всё это приводит к мысли о существовании особой связи апостола Павла и христиан Фессалоник, такая связь возможна лишь внутри крепкой общины, собранной вокруг Христа. Но даже если не знать обстоятельства появления этого послания, сам его тон наводит на мысль, что мы имеем дело с перепиской очень близких людей, пусть и оторванных друг от друга расстоянием.
Радость апостола Павла о фессалоникийцах указывает на то, что апостол не был закрыт от них своими личными невзгодами, а это, в свою очередь, говорит об отсутствии у Павла той самой гордыни, которая делает нас неспособными во время собственных невзгод искренне радоваться за других, гордыни, которая делает нас отделёнными от всех других людей. Вообще, гордыня довольно любопытное явление: с одной стороны, она появляется вследствие отделённости, с другой стороны, гордыня ведёт к отделению, и мы знаем, что именно так и случилось с нашими прародителями. Получается, что путь устранения гордыни состоит в преодолении отделённости от других людей, а такое преодоление возможно лишь тогда, когда мы живём внутри церковной общины, так, как жили апостолы, осознавая себя при этом равными в Господе нашем Иисусе Христе со всеми другими людьми.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Комната, где дети не плачут. Дарья Кравченко
Помню, как сейчас. Вечер. Я смотрю на недоклеенные обои в коридоре нашей квартиры и говорю мужу, что необходимо срочно доделать ремонт до рождения нашего малыша. Он попросил успокоиться и забыть о ремонте. Я еще раз спрашиваю про некупленные шторы, но Илья только улыбается в ответ. Все будет хорошо.
Ночью мне на самом деле стало не до ремонта. Меня на восьмом месяце беременности забрала скорая помощь в роддом. Я смутно помню, что было дальше. Помню долгую дорогу и тусклый свет в карете скорой. Все время в дороге я молилась Богородице, чтобы у меня родился здоровый малыш. Молилась, потому что вероятность родить здорового ребенка на таком сроке невелика.
На следующий день, в 14:40 на свет появился мой недоношенный богатырь. Да, именно так назвали реаниматологи нашего Луку, ведь родился он весом 3 кг, а это для восьмимесячного малыша — чудо. Только я, вытирая слезы на усталом лице, знала, что материнская молитва может и не такое! Тем не менее нас положили в отделение патологии для новорожденных. Формально ребенок считался недоношенным.
Вечером я стояла в больничном коридоре патологии в очереди за порцией рыбного супа. И мой взгляд случайно скользнул в палату с множеством кувезов, разной медицинской аппаратуры трубок, проводов и маленьких иконок. Я шагнула в эту комнату и оцепенела. В кувезах лежали новорожденные недоношенные дети, точнее, что-то очень похожее на детей. Ведь вес тех деток — от 300 грамм до 1 кг.
Дети не плакали, лишь изредка раздавался звук сирены, если у кого-то из малышей заканчивался кислород. Тогда медсестры быстро бежали налаживать процесс подачи воздуха.
Мой случай для мам, которые находились в этой патологии, был мечтой. Ведь я лежала рядом со своим здоровым малышом, а их детки не могли не дышать, не согреваться без помощи аппаратуры.
Тем не менее в этой палате для недоношенных малышей было спокойно и благодатно. Там было много икон и какого-то тепла. Тогда мне казалось, что деток греют не аппараты, а маленькие затертые иконки, висевшие над кувезами. Позже я познакомилась с заведующей отделением. Она оказалась верующим человеком. «Конечно, молюсь за этих крошек — рассказала она — Бог милостив!»
Те пару недель, проведенные в детской патологии, мне многое показали: например, как сильна материнская молитва. Не преувеличу, если скажу, что нашего Луку Бог спас по Своей Милости, по моим молитвами и заступничеству Пресвятой Богородицы. Мы вымолили его той ночью.
Это чудо — держать на руках недоношенного, но здорового ребенка.
Я больше не ропщу, когда что-то не ладится, не расстраиваюсь, когда не получаю просимого. Когда кажется, что в моей жизни все совсем плохо, я вспоминаю ту комнату, в которой дети не плачут и тихо шепчу Богу: «Слава Тебе, Господи, за все!».
Автор: Дарья Кравченко
Все выпуски программы Частное мнение
«Послушание»
Выхожу ранним утром на улицу и слышу привычный звук — это дворник Петрович метёт дорогу вдоль дома. У меня звук метлы — соприкосновение берёзовых прутьев с асфальтом — часто вызывает воспоминания из прошлого. Когда-то в юности я приехал потрудиться в мужской монастырь. Монахи обители, взглянув на мою худощавую фигуру, не стали направлять меня на тяжёлые работы. Поручили поддерживать монастырскую площадь и дорожки в порядке.
Так я и проходил две недели с метлой в руках. Как сейчас помню длинную дорожку от братского корпуса, в котором жили монахи, к главному храму. За долгую осеннюю ночь её покрывали опавшие листья, и мне предстояло их убирать. Час-полтора работы и дорожка вновь чистая. Очень нравилось мне это послушание, так в монастыре называют определённые виды работ. С тех пор я неравнодушен к звукам метлы и при случае помогаю нашему дворнику.
Вот и сейчас я подхожу к нему и говорю: «Петрович, здорово! Возьми, подержи». Передаю ему свою сумку, беру метлу и начинаю мести дорожку. Петрович улыбается, он рад перекинуться со мной парой слов. Я тоже рад с ним поговорить и вспомнить своё монастырское послушание.
Все выпуски программы Утро в прозе
18 мая. О подвигах и чудесах Великомученицы Ирины
Сегодня 18 мая. День памяти Великомученицы Ирины, жившей в первые века христианства.
О её подвигах и чудесах, — священник Августин Соколовски.