Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла

* Поделиться

1 Сол., 267 зач., II, 20 - III, 8.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Монахи-аскеты, которые были знатоками человеческих душ, подметили, что существует лишь одна причина всех наших грехов и страстей, эта причина толкнула Адама и Еву на непослушание Богу, она же низвела величайшего ангела до состояния диавола. Имя этой причины: гордыня. Если быть внимательным к самому себе, то легко заметить правоту древних подвижников: действительно, так или иначе, но в основе любого греха лежит гордыня. А потому каждому христианину необходимо бороться с ней. Но как это сделать? Практика показывает, что одними размышлениями о пагубности гордыни невозможно чего-либо добиться. Невозможно преуспеть и в том случае, если ограничиться исследованием примеров борьбы с гордыней в житиях святых. Нужно нечто большее, что-то такое, что поможет самым радикальным образом изменить отношение к Богу, к другим людям и к самому себе. Апостол Павел в своих посланиях пытался дать ответ и на этот вопрос. Давайте послушаем звучащий сегодня за литургией в православных храмах отрывок из 2-й и 3-й глав Первого послания к Фессалоникийцам, и на основании этого отрывка сделаем некоторые выводы относительно методов борьбы с гордыней.

Глава 2.

20 Ибо вы — слава наша и радость.

Глава 3.

1 И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни, 

2 и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей, 

3 чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено.

4 Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете.

5 Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш.

6 Теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас, 

7 то мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради вашей веры; 

8 ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе.

Апостол писал своё послание в Фессалоники, находясь в «скорби и нужде». Однако это его послание проникнуто радостью о духовных чадах — христианах Фессалоник. Павел отправил Тимофея к этим людям, он хотел узнать, каковы их успехи в вере, и Тимофей принёс «добрую весть о вере и любви» фессалоникийцев. Именно это известие и стало причиной радости апостола. Получается, что несмотря на своё физическое отсутствие, апостол переживал о своих духовных чадах, от Тимофея он узнал, что переживание было взаимным: фессалоникийцы в той же степени переживали о своём духовном отце, в какой и Павел переживал о них. Всё это приводит к мысли о существовании особой связи апостола Павла и христиан Фессалоник, такая связь возможна лишь внутри крепкой общины, собранной вокруг Христа. Но даже если не знать обстоятельства появления этого послания, сам его тон наводит на мысль, что мы имеем дело с перепиской очень близких людей, пусть и оторванных друг от друга расстоянием.

Радость апостола Павла о фессалоникийцах указывает на то, что апостол не был закрыт от них своими личными невзгодами, а это, в свою очередь, говорит об отсутствии у Павла той самой гордыни, которая делает нас неспособными во время собственных невзгод искренне радоваться за других, гордыни, которая делает нас отделёнными от всех других людей. Вообще, гордыня довольно любопытное явление: с одной стороны, она появляется вследствие отделённости, с другой стороны, гордыня ведёт к отделению, и мы знаем, что именно так и случилось с нашими прародителями. Получается, что путь устранения гордыни состоит в преодолении отделённости от других людей, а такое преодоление возможно лишь тогда, когда мы живём внутри церковной общины, так, как жили апостолы, осознавая себя при этом равными в Господе нашем Иисусе Христе со всеми другими людьми.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем