1 Сол., 263 зач., I, 6-10.
Глава 1.
6 И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго,
7 так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии.
8 Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать.
9 Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному
10 и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отрывок, который мы только что услышали, начинается с похвалы. Апостол Павел хвалит христиан города Фессалоники за то, что они подражают ему и не пасуют ни перед какими опасностями. В этом они стали похожи не только на Павла, но и на Самого Спасителя. В чем именно заключается это подражание? В том что их слово распространилось по двум крупнейшим областям древнего мира, по всей Македонии и Ахаии, то есть, по всей Греции. Выражение, которое использовал апостол Павел, можно перевести как «ваше слово прогрохотало, словно раскаты грома» и стало свидетелем вашей пламенной веры. Такая открытость первых христиан не может не поражать. Ведь забота о собственной безопасности в мире, где христианство было вне закона, требовала от них вести ничем не примечательный образ жизни. В противном случае их ждали гонения и всякого рода злоключения ради Христа. И фессалоникийцы выбирают именно второе. Они не стыдятся показывать, Чьи они ученики и Кому служат. Несмотря на то, что подобный выбор они делают «при многих скорбях», они наполнены радостью. Объясняя, как можно радоваться в скорби, апостол добавляет: «с радостью Духа Святаго». Иными словами, страдая телесно ради Христа, они получали утешение от Святого Духа, Который их вдохновлял и давал надежду на будущее утешение. В чем именно состояла эта надежда и утешение, апостол говорит в конце отрывка. Он учит о втором пришествии Сына Божия. Дух Святой давал верным ученикам Спасителя, которые находились ради своего Учителя в скорбях, внутреннюю уверенность в том, что Господь действительно воскрес, ежедневно заботится о них и вскоре вернется, чтобы даровать им Спасение и радость полноценного общения с Собой.
Итак, в этом кратком отрывке мы видим нечто вроде формулы и модели подлинно христианской жизни, а также указание на тот источник, которым живет верующий в Бога. Тот, кто свидетельствует о Христе, перенося ради Него многочисленные скорби, получает за это утешение от Святого Духа. Оно заключается в том, что в сердце человека поселяется благодатный опыт второго пришествия Спасителя. Будучи в стесненных обстоятельствах, он словно постоянно предвосхищает радостную встречу, которая во всей полноте состоится в конце человеческой истории, когда Господь вернется для того, что принести для всех, кто Его искренне ждал, Свое Небесное Царство.
«Мужчина и женщина». Свящ. Ярослав Ерофеев, Ия Батаногова, Елизавета Берназ
В этой программе настоятель храма Серафима Саровского в поселке Уваровка священник Ярослав Ерофеев, регент Елизавета Берназ и супруга священника, мама троих детей Ия Батаногова размышляли о том, какими Господь задумал и создал мужчину и женщину, в чем их особенности и отличия и какими должны быть отношения между ними.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.