
«Богоматерь с младенцем», Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942), Собрание Александра Васильева (Частная европейская коллекция)
Монгольский завоеватель Тамерлан снискал себе славу непобедимого и очень жестокого. Он дотла разорял захваченные города, истребляя население. Особенно безжалостным Тамерлан был с христианами. В 1395 году грозный полководец вышел в поход на Русь. Он похвалялся опустошить русскую землю и полностью искоренить православную веру. Первым удар врага на себя принял город Елец. Тамерлан обосновался в захваченном городе, чтобы восполнить силы и двинуться дальше — на Москву.
Великий князь Московский и Владимирский Василий Дмитриевич понимал, что его войско едва ли одолеет грозного противника. Москва была обескровлена недавним нашествием золотоордынского хана Тахтамыша и эпидемией чумы. И тогда московский правитель возложил всё упование на Бога и Его Пречистую Матерь. Он повелел доставить в свой город древнюю икону Богородицы из Успенского собора Владимира. Этот образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукой, перенёс в двенадцатом веке из-под Киева в город на Клязьме благоверный князь Андрей Боголюбский. Святыня не раз являла себя как чудотворная, потому московский правитель и вспомнил о ней в минуту опасности.
Владимирскую икону Богородицы несли в столицу крестным ходом. На протяжении всего пути её встречали жители окрестных селений. Православные становились на колени по сторонам дороги и горячо молились об избавлении от нашествия Тамерлана.
Когда процессия была уже на подходе к Москве, навстречу чудотворному образу вышли митрополит Киприан и великий князь Василий в сопровождении большого количества людей. Москвичи приняли святыню с радостью и трепетом. Верующие поклонились иконе, словно самой Пречистой Деве, пришедшей спасти их от беды. Несколько дней перед Владимирским образом служили молебны.
И произошло чудо! Тамерлан неожиданно собрал свое войско и... вернулся в монгольские степи! Что же заставило врага покинуть русские пределы? Как сообщают летописцы, Тамерлану явилась во сне светозарная Дева с небесным воинством и повелела отступить от Москвы. Полководец, не проигравший прежде ни одного сражения, капитулировал, даже не начав бой.
В честь тех далёких событий в церковном календаре был учреждён праздник Сретения, то есть встречи, Владимирской иконы Божией Матери в Москве. На месте, где горожане молились об избавлении от Тамерлана, построили Сретенский монастырь. Чудотворный образ Царицы Небесной поставили в Успенском соборе Московского Кремля. И в народе этот храм стали именовать Домом Пресвятой Богородицы.
30 июня. Об отношении к природным катаклизмам

Сегодня 30 июня. В этот день в 1908 году над центральной частью Сибири, в междуречье Нижней Тунгуски и Лены взорвался так называемый Тунгусский метеорит.
Об отношении к природным катаклизмам — игумен Лука (Степанов).
Наша космология геоцентрична и антропоцентрична. Это значит, мы знаем, что Бог создал мир для человека, и все неодушевленные предметы — и луна, и солнце, и осколки небесных тел — всё создано Господом для пользы того, кто призван составить лик, вечно прославляющего Господа в Его небесной славе.
Когда Господь попускает катаклизмы и землетрясения, когда бури или катастрофы обрушиваются на человечество, то удобно смиряется человек, сознавая свою хрупкость и беспомощность, без Создателя и Спасителя своего что-либо произвести в этой жизни созидательное и послужить своему спасению. Эти катаклизмы, как и смерть человека, устроены для потрясения нашей дремлющей души и возвращения её к тем реалиям духовным, о которых возвещает нам Священное Писание: «Ищите прежде Царство Божие и правду Его, и всё остальное приложится вам, ибо знает Отец ваш Небесный всё, в чём вы имеете нужду».
И, к сожалению, таково уж свойство нашего повреждённого человеческого естества, что при благополучных обстоятельствах, при гладком течении жизни, сотворённой Господом, мы как бы зарастаем тиной, и этот родничок молитвы оскудевает в сердце человека. Ему кажется, что уже не за что благодарить и нечего просить.
А когда вдруг видит он стихии, против которых беспомощен, а нечто таинственное и иногда роковое обнаруживается в его земной жизни, тогда и возобновляется в сердце человеческом упование на Господа своего.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. Об обретении Царствия Божьего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся».
Об обретении Царствия Божьего — священник Алексий Долгов.
То, что имеет отношение к Царству Небесному, начинается проповедью Иоанна Предтечи. Но почему Христос говорит, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его?
Святые отцы считают, что в этих словах содержится указание Господа на то, что сама вера требует определённых, а иногда чрезвычайных усилий: оставить дом, оставить отца, мать, жену, детей. По большому счёту, оставить всё ради того, чтобы идти за Христом. Эти усилия впоследствии стали называть «подвигом веры», то есть исповеданием Христа перед лицом антихристианского мира.
Но почему же Царство Божие, которое есть радость и мир, должно приобретаться с усилием? Потому что, говорят святые отцы, в нас много внутреннего природного зла, которое нужно искоренять. Потому что есть сильный враг Царства Божия, который всеми мерами постоянно силится изгнать из нас Царство Божие и утвердить в нас своё царство. Царство греха, порока, смущения, скорби, тесноты.
Вот почему святой праведный отец Иоанн Кронштадтский говорил, что к Царству Света нужно всегда идти напролом.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. О связи слов из Послания апостола Павла к римлянам с пророчеством пророка Исаии

В 9-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?».
О связи этих слов апостола с пророчеством пророка Исаии — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Мы знаем апостола Павла как одного из образованнейших людей своего времени. О глубоком изучении родной веры он как-то сказал: «Я преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моём, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий». И в другом месте добавил: «Хотя я и невежда в слове, но не в познании».
Поэтому слова о мастере и его изделии этот образ святой Павел берёт у знакомого ему пророка Исаии, которого он неоднократно цитирует в своих посланиях. Вот как это звучит в оригинале: «Разве можно считать горшечника как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: „Не он сделал меня?“ И скажет ли произведение о художнике своём: „Он не разумеет“».
Но это не единственное место. Во второй части своей пророческой книги Исаия восклицает: «Горе тому, кто припирается с Создателем своим, черепок из черепков земных!. Скажет ли глина горшечнику: „Что ты делаешь? “ И твое дело скажет ли о тебе: „У него нет рук“».
Оба святых отца напоминают нам о бесконечной пропасти между совершенным Создателем и ограниченным и непослушным созданием, которое в таком плачевном состоянии ещё умудряется укорять своего Творца.
Будем же благодарны Богу за Его великую любовь и милосердие к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема