Где-то в эпоху перестройки, лет 25 назад, была популярна такая песня Виктора Цоя "Хочу перемен". «Перемен требуют наши сердца, перемен требуют наши глаза, в нашем смехе, в наших слезах и в пульсации вен - перемен, мы ждем перемен». Этот лозунг "Перемен" появляется вновь и вновь в разных контекстах по разным поводам. Люди хотят, чтобы их жизнь изменилась. Что-то похожее на поколение раньше было у знаменитой группы "Битлз", у них была песня "Революция": "ты говоришь, что быть хочешь революции, но сначала освободи свой разум". У пожелания начать преобразование страны и мира с самого себя есть две особенности. Во-первых, оно абсолютно верно. Во-вторых, оно не работает. Оно верно, потому что единственный человек, свободную волю которого Вы контролируете - это вы сами. Именно ваша жизнь и ваши поступки - это та часть общества, страны, планеты, мироздания, которая находится под вашим контролем и является областью вашей ответственности. Вы можете косвенно влиять на поведение других людей, подавая им добрый пример, или обращаясь к ним с убедительными словами, но не раньше, чем вы сами изменитесь.
Это совершенно очевидная рекомендация, она не работает. Она не работает настолько явно, что даже сам призыв начать с себя выглядит, как призыв к пассивности - сиди, мол, и не высовывайся, собой занимайся. Увы, человек, который точно знает, как ему переделать государство, церковь, науку, искусство, международные отношения, обычно не может привести в порядок свою собственную жизнь, свои отношения с домашними, свои нравы и свои привычки. Тот, кто точно знает, как надо управлять страной, обычно не может управиться со своей собственной жизнью.
Мы даже время от времени собираемся начать новую жизнь, но без толку. Потому что мы не можем переменить себя сами, мы не можем вытащить себя сами из трясины за волосы. Нам могут только дать эту новую жизнь. Не другие люди, потому что они сидят в той же самой трясине. Нам эту жизнь может дать только Бог. История Пятидесятницы - это история того, как Бог входит в человеческую историю, чтобы даровать людям новую, качественно иную жизнь. Мы не можем переделать себя. Но Бог приходит и переделывает нас. Святой Апостол Павел пишет о плодах, которые Дух приносит в жизни христианина: Плод же Духа - любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Мы призваны к серьезными личным усилиям - но плоды, о которых пишет Апостол, это не плоды наших усилий, это сверхъестественный дар Бога. Никто не может быть христианином своими силами, христианами нас делает только Святой Дух, благодать которого мы обретаем в молитвах и таинствах Церкви.
19 апреля. О грехе уныния
В 17-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости».
О грехе уныния, — протоиерей Максим Первозванский.
19 апреля. Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака
В 22-й главе Книги «Бытие» рассказывается о готовности Авраама принести сына своего Исаака в жертву.
Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака, — протоиерей Василий Гелеван.
19 апреля. О значении первой типографии для Руси
Сегодня 19 апреля. В этот день в 1563 году в Москве начала работать типография первопечатника Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца.
О значении этого события для книгопечатания на Руси, — священник Захарий Савельев.