Рассказывать о Сибири и не рассказать о знаменитых сибирских пельменях… Нонсенс, однако…
Кому, когда и где пришла в голову мысль завернуть в тесто мясо и сварить или пожарить – не знает и, пожалуй, уже не узнает никто и никогда. Как бы там ни было в Италии есть равиоли, в Грузии – хинкали, в Китае – цзяо-цзы… есть открытые или полуоткрытые пельмени – бозы и манты…
А еще - драники, вареники, клецки, колдуны, дюшпара, киели, кнедлики, чучвара, хушан, балык-берек, гедза, берг, маульташен, дюиборо, манду, тортеллини, кропкакор, позы, цемарты, подкогыльо, кюрзе, пот стикерс, ватоны, кундумы, бораки.
Чебурек – и тот, по большому счету, тоже пельмень…
Пельмени, наверное, есть в любой национальной кухне, но название «сибирские пельмени» - это, почитай, уже бренд, да почище, чем какая-нибудь ядовитая американская газировка.
Понятно лишь одно – русские, до освоении Сибири пельменей не знавшие, именно на Сибирских землях освоили почти идеальное для сурового края блюдо. Идеальное – в смысле и заготовки и хранения и приготовления. А ежели учесть, что в процессе, так сказать, осваивания блюда появились десятки рецептов начинки – от мяса и рыбы до картошки и грибов, то тут уж говорить о популярности блюда просто не приходится. А уж удобство – это почище нынешних полуфабрикатов.
Да что рассказывать. С наступлением морозов садились всей семьей, а то и соседей приглашали, и начинали работать под песни да байки. Слепили порцию – вынесли на мороз. Слепили еще – еще вынесли на мороз. Лепили не штуками, даже не десятками – многими сотнями, а то и тысячами. Хранили – мешками. И как удобно – пришел с морозца, закинул в кипящую в горшке воду из расчета десяток пельменей на человека (десяток – потому что размерами они были поболе, чем нынешние магазинные крошки), подождал полчаса – и на столе быстрое, горячее, аппетитное, питательное и главное – потрясающе вкусное блюдо… заметим – с отличным концентрированным мясным бульоном.
А пошел ты в лес на охоту – опять же взял с собою пельменей да котелок. Зажег костер, растопил снег в котелке, сварил пельмешек – и на любом морозе сыт. А гости неожиданно, застигнутые снежным бураном, нагрянули? Да что там говорить…
Да, рассказал вот – и пельменей захотелось… Так что пойду я… И до следующих встреч…
21 июня. Об истории Ярославской Иконы Божией Матери

Сегодня 21 июня. Церковь чтит Ярославскую Икону Божией Матери.
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Образ Ярославской Пресвятой Богородицы был явлен во времена монголо-татарского ига на нашем благословенном севере, где просияла эта икона.
Эта икона относится к типу богородичных икон «Умиление», где младенец умилительно прижимается щекой ко щеке Пресвятой Девы, нежно прикасается к ней руками, и она поддерживает его руку. Этот образ явился утешением нашему народу в эти лютые годы ига монголо-татарского и освящал собой наши ярославские земли.
Сохранился до сих пор в Троице-Сергиевой лавре один из списков древнейших — 1500 года, а та самая икона была принесена Василием и Константином, благоверными князьями, в Ярославль, и в честь неё и поныне один из храмов освящённых почитается как древнейший и благодатный.
В Смутное время именно с молитвой перед этой иконой формировалось народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского, и впоследствии начало правления дома Романовых также связано с этой иконой, поскольку Ярославль стал первым градом, встретившим юного, тогда только что избранного на престол, князя Михаила Федоровича Романова.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 июня. О Суворовском музее в Санкт-Петербурге

Сегодня 21 июня. В этот день в 1901 году был торжественно заложен Суворовский музей в Санкт-Петербурге.
О нём рассказывает протоиерей Василий Гелеван.
Закладка музея произошла в 1901 году. Средства на строительство собирали в прямом смысле всем миром. И не только военнослужащие, но люди всех сословий, неравнодушные к подвигу великого русского полководца.
В 1914 году, ровно в день 170-летия Суворова, в присутствии императора Николая II торжественно состоялось открытие музея.
В советское время музей функционировал, но акцент был не столько на личности самого Суворова, сколько на отделе воспитания духа патриотизма в обществе. И только в 1991 году музею возвратили его историческое значение. Он снова стал именоваться Мемориальным музеем.
Сегодня музей осуществляет выставочную работу и издаёт научный сборник «Суворовские чтения».
Все выпуски программы Актуальная тема
21 июня. О грехе

В 3-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Все согрешили и лишены славы Божией».
О грехе — протоиерей Михаил Самохин.
Толкуя этот стих святого апостола, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не говори мне: тот — еллин, тот— скиф; все находятся в одном и том же положении. Хотя ты получил закон, но научился из закона только тому одному, как узнавать грех, а не как избегать его. Потом, чтобы не сказали: хотя и мы и грешим, но не так, как язычники, апостол присовокупил:и лишены славы Божией. Таким образом, хотя ты грешил и не одинаково с остальными, однако и ты лишаешься славы, ведь и ты из числа оскорбивших Бога, а оскорбитель принадлежит не к прославляемым, но к посрамленным».
Удивительно, как легко мы оправдываем собственные грехи, строго осуждая прегрешения ближних. Апостол Павел и святитель Иоанн напоминают нам о том, что, делая так, мы уподобляемся хромым, смеющимся над слепыми. Все мы согрешили, и после грехопадения прародителей охотнее стремимся ко греху, чем к святости.
Но и в этой ситуации апостол утешает нас, напоминая, что человеколюбивый Бог подает нам оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе. То есть Господь готов спасти и нас, грешников, если мы действительно этого захотим и начнем стараться жить по Его заповедям.
Все выпуски программы Актуальная тема