
Переселение Авраама. Картина венгерского художника Йожефа Молнара, 1850.
Рассказ об Аврааме начинается повелением ему от Господа оставить свою страну — Вавило́нию и пойти в землю, которую Он укажет. Там Господь обещает произвести от Авраама великий народ, который и унаследует эту землю. Вот почему страна Израиль, или Палестина, называется Землёй Обетова́нной — от слова «обет», то есть «обещание».
Как известно, жители Древнего Востока верили во множество богов, магия имела огромное значение в их жизни. Ветхий Завет подтверждает это и свидетельствует, что в те далёкие времена, около двух тысяч лет до Рождества Христова, истинной верой обладал только Авраам. Почему именно он? Чтобы понять это, необходимо внимательно прочитать текст книги Бытия, говорящий об Аврааме как о человеке исключительных добродетелей: веры, мужества, решимости творить добро, дерзновения в молитве и верности. Бог избрал Авраама, чтобы произвести от него новый народ, который станет носителем истинной веры и светом для других народов, и он оказался достойным этого избрания.
Авраам был не только рабом, но и другом Божиим. «Утаю ли Я от Авраама, раба Моего, что хочу делать!» — говорил Господь. Так, собираясь погубить города Содом и Гоморру за беззаконие жителей, Бог открыл это Аврааму. Авраам же стал умолять Его помиловать эти города, если там найдётся хотя бы пятьдесят праведников, а когда пятидесяти не нашлось, он повторял свою просьбу ещё и ещё, всякий раз уменьшая количество праведников. Увы, там не нашлось и десяти... Но само это дерзновение в молитве является ярким свидетельством и удивительной близости Авраама к Богу, и его любви к людям.
В завершение приведём лаконичное и точное описание жизни патриарха Авраама из книги премудрого Сира́ха: «Авраам — великий отец множества народов, и не было подобного ему в славе; он сохранил закон Всевышнего и был в завете с Ним, и на своей плоти утвердил завет и в испытании оказался верным; поэтому Господь с клятвою обещал ему, что в семени его благословятся все народы; обещал умножить его, как прах земли, и возвысить семя его, как звёзды, и дать им наследство от моря до моря и от реки до края земли».
Программа подготовлена по материалам проекта «Ступени веры» издательства «Никея».
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема