Вчера в своём почтовом ящике я обнаружила листовку с рекламой пластиковых окон. В самом низу, под основным текстом, на ней было написано крупными буквами: «Специально для вас – особые условия!». И, конечно, в каждом из двухсот таких же почтовых ящиков лежали точно такие же листовки с точно таким же обещанием особых условий. Мне не были интересны предложения по окнам. Я равнодушно выбросила этот рекламный листок и поднялась к себе на этаж. Там на моей входной двери висел буклет, предлагающий мне съесть пиццу за полцены.
Особые условия, скидки, акции. Откровенно говоря, все мы любим их. Подгадываем сезон, приобретаем дисконтные карты, копим какие-то баллы. И, вроде, головой-то мы понимаем, что скидка заключается в выгоде для продавцов. Дисконт актуален для уценённых товаров, а особые условия – это те же, что и обычно, только за вычетом каких-то функций (которые почти всегда всё равно приходится приобретать за дополнительную плату). И всё-таки, мы их ждём. Ждём и радуемся, получив возможность купить товар по сниженной цене и таки суметь получить кусочек сыра из мышеловки.
А почему, собственно, нет? Мы вполне достойны этих особых условий: усердно трудимся на работе, платим налоги. Мы можем себе это позволить. И позволяем. И не только в материальных благах. Каждому из нас приходилось хоть раз просить кого-то сделать скидку… на возраст. На усталость. На то, что «съели за день только один бутерброд». И, в общем, чаще всего эту скидку нам делают. Но всегда ли мы удовлетворены ею?
Вот, простой пример. Жена ждёт мужа с работы. Час ждёт, два ждёт. Телефон его не отвечает. Все глаза уже проглядела, когда муж-таки появился на пороге.
- Где ты был? Почему не звонил? – спрашивает жена. – Я так волновалась…
Возможные варианты ответа: «Задержали на работе», «Разрядилась батарейка в мобильнике», «Забыл». Ну, и тому подобное. Иными словами, муж просит жену сделать ему скидку на прихоти руководства, невозможность позвонить, на забывчивость. Он тут же находит себе оправдание, и просит для себя особых условий. Скидки.
Конечно, принять оправдание, войти в положение, простить – это обязанности любого христианина. Но, рассматривая подобные ситуации под лупой рассуждения, можно заметить интересную вещь. Думать о скидках, об особых условиях, о возможностях «договориться по-братски» нам часто приходится ещё до того, как мы совершаем какой-то поступок. То есть, мы прорабатываем варианты своего оправдания, успокаиваем совесть, чтобы потом ловко использовать это продуманное право на особые условия.
Применяя к себе скидку, мы успокаиваемся: ну, я-то лучше, чем… сосед, сват, брат. Мне-то можно.
И грустно, в общем, даже не от осознания собственного права на особые условия. В ряде случаев этот факт тоже может иметь оправдание. Но сравнивая себя с теми кто, на наш взгляд, скидок не заслуживает, мы забываем, о людях, которые лучше нас. Хотя, нет. Мы вспоминаем о них, но брать в пример не хотим.
И в очередной раз получая желаемую скидку, нам, пожалуй, есть смысл задуматься, что отказ от земных особых условий, в угоду своим оправданиям, увеличивает наш шанс получить билет в вечную жизнь. Куда по «горящим турам» полётов, увы, не бывает.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Коневская икона Божией Матери
История Коневской иконы Божией Матери связана с именем преподобного Арсения. Святой родился в Новгороде в четырнадцатом веке. В юные годы принял монашество, отправился на Афон и прожил там несколько лет в одном из монастырей. А потом получил благословение от своего наставника вернуться в Россию и основать новую обитель. В дорогу старец благословил Арсения иконой Божией Матери.
Образ, полученный новгородским подвижником на Афоне, соответствует иконописному типу Одигитрия, что означает Путеводительница. Богородица на изображении одной рукой обнимает Своего Божественного Сына, а другой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Есть у иконы со Святой горы и отличие от канонического варианта. Младенец Христос держит в руках не свиток, а белого голубя — символ Святого Духа.
В пути преподобный Арсений молился перед образом Небесной Заступницы. Монах верил, что Богородица сопровождает его и поможет выбрать место для будущей обители. Он поселился в Карелии, на острове Коневец посреди Ладожского озера. Эти глухие места населяли язычники. Они поклонялись огромному идолу — конь-камню. Арсений старался искоренить идолопоклонство. Он рассказывал островитянам о Христе, а по ночам слёзно просил за них Богородицу.
Через некоторое время просвещение принесло свои плоды — жители острова оставили языческие предрассудки, а многие пожелали стать учениками преподобного. На острове образовался монастырь в честь Рождества Богородицы. Главную его святыню — икону, привезённую с Афона, стали именовать Коневской. Перед этим образом монахи молились во время шведских вторжений, которые случались неоднократно на протяжении веков. И Небесная Заступница спасала обитель от разорения. Коневскую икону стали почитать в народе, как чудотворную.
В 1940 году, во время советско-финской войны, Рождество-Богородичный монастырь серьёзно пострадал, многие монахи погибли. Те, кто уцелел, эвакуировались в Финляндию и вывезли с собой Коневскую икону Пресвятой Богородицы. Сейчас реликвия находится в Ново-Валаамском монастыре в финском местечке Хейнявеси.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Русские эмигранты и Рождество в Канаде
За последние сто лет Россия пережила две большие волны эмиграции. Первая — состоялась после революции 1917 года. Вторая — после распада Советского союза. Многие наши соотечественники оказались в том числе Канаде. Некоторые специально стремились уехать именно в эту страну — ведь ее климат напоминает российский. Наряду с русскими в Канаде есть эмигранты других национальностей. Здесь много украинцев, сербов, румын, греков и других представителей православных народов.
Большая часть жителей Канады — католики. Поэтому культура страны сформировалась под влиянием западного христианства. Тем не менее, православные эмигранты привнесли в канадский уклад жизни свои обычаи и традиции. Некоторые из них связаны с празднованием Рождества Христова. В Канаде принято отмечать Рождество 25 декабря — у всех жителей наступают каникулы, которые длятся до Нового года. Русские, украинские и сербские приходы Рождество Христово празднуют по юлианскому календарю — 7 января по новому стилю. Интересно, что январское Рождество в Канаде принято называть «украинским». Дело в том, что украинская диаспора — одна из самых многочисленных и давних в этой стране. Среди православных эмигрантов есть такая присказка: «На канадское Рождество мы празднуем, а на украинское Рождество мы молимся!» Многие отмечают праздник дважды — первый раз на выходные 25-26 декабря вместе с друзьями, детьми и родственниками, а второй раз, 7 января, молясь с соотечественниками в храме.
По сложившейся традиции 6-го января, в сочельник, православные канадцы садятся за рождественский постный ужин. В центре столе лежит немного сена, как напоминание о яслях, в которые Богородица Мария положила Младенца Христа. Рядом с сеном ставят зажженную свечу, символизирующую Вифлеемскую звезду. Перед началом ужина поется тропарь, главное песнопение, Рождества.
В 20 часов начинается вечернее богослужение. После него поются колядки. Прихожане поздравляют друг друга с праздником, дарят подарки. На загородных приходах Канады вечерняя служба в сочельник начинается в 14 или 15 часов, чтобы можно было засветло приехать в храм и вернуться домой. На следующий день утром совершается праздничная Литургия. После нее проходят приходские чаепития. В ближайшее воскресенье после Рождества устраивается рождественский банкет с детским концертом, подарками и пением колядок на английском, украинском и русском языках. Активные прихожане несколько дней вечерами ходят по домам близких семей славить Христа церковными и народными песнопениями.
В Канаде цветом Рождества является красный. Православные приходы пытаются совместить собственную и местную традиции. На само Рождество богослужение совершается в белых облачениях, а на третий день праздника — в красном. Тому есть и дополнительная причина — память святого диакона Стефана — первого мученика за Христа. В Православной Церкви красный — цвет мученичества.
Существуют в Канаде и особые рождественские приветствия. На английском они звучат так: «Christ is born! — Let us glorify Him!» Есть и русский перевод: «Христос рождается!» — «Славим Его!» Подобным образом приветствуют друг друга в Канаде и сербы. На слова «Христос се роди!», они отвечают: «Воистину се роди!»
Все выпуски программы Вселенная православия