
Наталия Лангаммер
«Я так молилась, как никогда! Я так плакала, так кричала в небо! Но Бог забрал дорогого человека» — рассказывает знакомая. А другая отвечает ей: «А я молилась, чтобы сложилась семья с любимым мужчиной, но Бог ответил "нет". И я теперь не верю, что молитва имеет силу, что Он услышит и ответит».
Я слушаю этот разговор и понимаю, что у меня тоже были, как минимум, 3 эпизода в жизни, когда я в молитве кричала, рыдала, умоляла. Но Бог не сделал, как я просила. И я тоже отчаялась, потеряла смысл молиться.
Что произошло дальше? Через несколько лет после каждого из этих событий, отрицательных ответов Бога, я увидела, насколько правильным были решения Господа! Какая катастрофа могла бы произойти, поступи Он по моему требованию. Катастрофа для меня! Бог уберег... Но... то ли обида осталась на Него, то ли кураж потерян молиться и надеяться. Все равно трудно уповать.
И тогда я стала считать. А сколько раз Бог ответил мне «да». Ну, вот прямо начиная с этой недели. Итак!
Очень просила, чтобы поломка в машине оказалась пустяшной. Категорически не было возможности заниматься ремонтом. И в мастерской мне объявили, что ничего страшного не случилось, можно ездить, поломка не критическая.
Просила, чтобы мамин приступ не угрожал ее жизни, чтобы она пожила, побыла со мной подольше. Все знакомые молились. Мама начала принимать новое лекарств и сил у нее стало больше, чем прежде.
Просила, чтобы кошка поправилась. Поправляется.
Просила место на парковке, просила до дождя успеть добраться до работы, просила, чтобы пробка рассеялась побыстрее, просила доброй дороги, просила, просила, просила. И все Бог сделал... Точно, как просила.
Это сколько же выходит «да» по сравнению с теми тремя «нет» в моей жизни?
До неприличия несопоставимые числа. Тысячи Божьих «да». А почему тогда я помню про «Нет»?
Интересный ответ нашла в рассказах из школьной жизни. Родившиеся в 70-х, 80-х, 90-х, давайте вместе вспомним, как нам в тетрадке указывали на правильные не неправильные наши решения примеров или написания сочинений? Верно, красным подчеркивали ошибки. Красным. Ошибки.
А когда-нибудь, например, зеленым обводили правильный ответ, грамотно написанные слова? Нет.
Мы навыкли фиксироваться на том, что неправильно. А то, что хорошо, остается незамеченным, словно, так и должно быть.
По этой схеме строится и дальнейшая наша система оценок по жизни. В работе с подчиненными, в семейных отношениях. Приходим, все приготовлено, в помещении порядок, ужин на столе, нас встречают улыбкой. Это — норма. Чего комментировать? А вот если где-то что-то валяется и создает дисгармонию — об этом мы обязательно скажем, выговорим. Чтобы убрать дисгармонию. А что почувствует наш ближний?
Он несколько часов трудился, столько всего сделал? А вместо похвалы получил замечание за то, что нам пришлось не по душе.
Сами получали такие замечания? Знакомо? Неприятно, да?
Вот, так же, видимо, и Господь ощущает наше отношение. Хорошо, мое отношение. Буду говорить за себя.
А ведь благодарность не Ему нужна, а нам. Когда мы благодарим, мы чувствуем Его любовь, осознаем Его заботу, наполняемся Его благодатью. И главное — доверием ко Творцу. Доверием и тем самым упованием, которое так легко теряем при малейшем Божьем отказе.
Так что, пошла я обводить зеленым все большие и маленькие Господни подарки в моей жизни. И за каждый, ЗА КАЖДЫЙ благодарить! Слава Тебе Господи!
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело