
Наталия Лангаммер
«Я так молилась, как никогда! Я так плакала, так кричала в небо! Но Бог забрал дорогого человека» — рассказывает знакомая. А другая отвечает ей: «А я молилась, чтобы сложилась семья с любимым мужчиной, но Бог ответил "нет". И я теперь не верю, что молитва имеет силу, что Он услышит и ответит».
Я слушаю этот разговор и понимаю, что у меня тоже были, как минимум, 3 эпизода в жизни, когда я в молитве кричала, рыдала, умоляла. Но Бог не сделал, как я просила. И я тоже отчаялась, потеряла смысл молиться.
Что произошло дальше? Через несколько лет после каждого из этих событий, отрицательных ответов Бога, я увидела, насколько правильным были решения Господа! Какая катастрофа могла бы произойти, поступи Он по моему требованию. Катастрофа для меня! Бог уберег... Но... то ли обида осталась на Него, то ли кураж потерян молиться и надеяться. Все равно трудно уповать.
И тогда я стала считать. А сколько раз Бог ответил мне «да». Ну, вот прямо начиная с этой недели. Итак!
Очень просила, чтобы поломка в машине оказалась пустяшной. Категорически не было возможности заниматься ремонтом. И в мастерской мне объявили, что ничего страшного не случилось, можно ездить, поломка не критическая.
Просила, чтобы мамин приступ не угрожал ее жизни, чтобы она пожила, побыла со мной подольше. Все знакомые молились. Мама начала принимать новое лекарств и сил у нее стало больше, чем прежде.
Просила, чтобы кошка поправилась. Поправляется.
Просила место на парковке, просила до дождя успеть добраться до работы, просила, чтобы пробка рассеялась побыстрее, просила доброй дороги, просила, просила, просила. И все Бог сделал... Точно, как просила.
Это сколько же выходит «да» по сравнению с теми тремя «нет» в моей жизни?
До неприличия несопоставимые числа. Тысячи Божьих «да». А почему тогда я помню про «Нет»?
Интересный ответ нашла в рассказах из школьной жизни. Родившиеся в 70-х, 80-х, 90-х, давайте вместе вспомним, как нам в тетрадке указывали на правильные не неправильные наши решения примеров или написания сочинений? Верно, красным подчеркивали ошибки. Красным. Ошибки.
А когда-нибудь, например, зеленым обводили правильный ответ, грамотно написанные слова? Нет.
Мы навыкли фиксироваться на том, что неправильно. А то, что хорошо, остается незамеченным, словно, так и должно быть.
По этой схеме строится и дальнейшая наша система оценок по жизни. В работе с подчиненными, в семейных отношениях. Приходим, все приготовлено, в помещении порядок, ужин на столе, нас встречают улыбкой. Это — норма. Чего комментировать? А вот если где-то что-то валяется и создает дисгармонию — об этом мы обязательно скажем, выговорим. Чтобы убрать дисгармонию. А что почувствует наш ближний?
Он несколько часов трудился, столько всего сделал? А вместо похвалы получил замечание за то, что нам пришлось не по душе.
Сами получали такие замечания? Знакомо? Неприятно, да?
Вот, так же, видимо, и Господь ощущает наше отношение. Хорошо, мое отношение. Буду говорить за себя.
А ведь благодарность не Ему нужна, а нам. Когда мы благодарим, мы чувствуем Его любовь, осознаем Его заботу, наполняемся Его благодатью. И главное — доверием ко Творцу. Доверием и тем самым упованием, которое так легко теряем при малейшем Божьем отказе.
Так что, пошла я обводить зеленым все большие и маленькие Господни подарки в моей жизни. И за каждый, ЗА КАЖДЫЙ благодарить! Слава Тебе Господи!
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер