
Наталия Лангаммер
«Я так молилась, как никогда! Я так плакала, так кричала в небо! Но Бог забрал дорогого человека» — рассказывает знакомая. А другая отвечает ей: «А я молилась, чтобы сложилась семья с любимым мужчиной, но Бог ответил "нет". И я теперь не верю, что молитва имеет силу, что Он услышит и ответит».
Я слушаю этот разговор и понимаю, что у меня тоже были, как минимум, 3 эпизода в жизни, когда я в молитве кричала, рыдала, умоляла. Но Бог не сделал, как я просила. И я тоже отчаялась, потеряла смысл молиться.
Что произошло дальше? Через несколько лет после каждого из этих событий, отрицательных ответов Бога, я увидела, насколько правильным были решения Господа! Какая катастрофа могла бы произойти, поступи Он по моему требованию. Катастрофа для меня! Бог уберег... Но... то ли обида осталась на Него, то ли кураж потерян молиться и надеяться. Все равно трудно уповать.
И тогда я стала считать. А сколько раз Бог ответил мне «да». Ну, вот прямо начиная с этой недели. Итак!
Очень просила, чтобы поломка в машине оказалась пустяшной. Категорически не было возможности заниматься ремонтом. И в мастерской мне объявили, что ничего страшного не случилось, можно ездить, поломка не критическая.
Просила, чтобы мамин приступ не угрожал ее жизни, чтобы она пожила, побыла со мной подольше. Все знакомые молились. Мама начала принимать новое лекарств и сил у нее стало больше, чем прежде.
Просила, чтобы кошка поправилась. Поправляется.
Просила место на парковке, просила до дождя успеть добраться до работы, просила, чтобы пробка рассеялась побыстрее, просила доброй дороги, просила, просила, просила. И все Бог сделал... Точно, как просила.
Это сколько же выходит «да» по сравнению с теми тремя «нет» в моей жизни?
До неприличия несопоставимые числа. Тысячи Божьих «да». А почему тогда я помню про «Нет»?
Интересный ответ нашла в рассказах из школьной жизни. Родившиеся в 70-х, 80-х, 90-х, давайте вместе вспомним, как нам в тетрадке указывали на правильные не неправильные наши решения примеров или написания сочинений? Верно, красным подчеркивали ошибки. Красным. Ошибки.
А когда-нибудь, например, зеленым обводили правильный ответ, грамотно написанные слова? Нет.
Мы навыкли фиксироваться на том, что неправильно. А то, что хорошо, остается незамеченным, словно, так и должно быть.
По этой схеме строится и дальнейшая наша система оценок по жизни. В работе с подчиненными, в семейных отношениях. Приходим, все приготовлено, в помещении порядок, ужин на столе, нас встречают улыбкой. Это — норма. Чего комментировать? А вот если где-то что-то валяется и создает дисгармонию — об этом мы обязательно скажем, выговорим. Чтобы убрать дисгармонию. А что почувствует наш ближний?
Он несколько часов трудился, столько всего сделал? А вместо похвалы получил замечание за то, что нам пришлось не по душе.
Сами получали такие замечания? Знакомо? Неприятно, да?
Вот, так же, видимо, и Господь ощущает наше отношение. Хорошо, мое отношение. Буду говорить за себя.
А ведь благодарность не Ему нужна, а нам. Когда мы благодарим, мы чувствуем Его любовь, осознаем Его заботу, наполняемся Его благодатью. И главное — доверием ко Творцу. Доверием и тем самым упованием, которое так легко теряем при малейшем Божьем отказе.
Так что, пошла я обводить зеленым все большие и маленькие Господни подарки в моей жизни. И за каждый, ЗА КАЖДЫЙ благодарить! Слава Тебе Господи!
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер