Однажды мне пришлось быть свидетелем одного случая.
Молодая пара, ему лет 26, ей около того, идут вместе. Он немного впереди. Девушка (скорее всего жена), заметно обижена. Молодой человек что-то недовольно ей выговаривает. Так это не вязалось с их молодостью и прекрасной, солнечной погодой, что мне стало немного грустно, глядя на них.
А ведь, наверное, когда то у них даже и в мыслях не было того, что они с неприязнью будут смотреть друг на друга, как сейчас. Мне подумалось, что очень важно в тот момент, когда тебя захлёстывает раздражение либо неприязнь к ближнему, представить на секунду, что его нет.
Просто нет. Не существует. Каково бы стало тогда? Или ещё хуже. Представить, что он умер, твой близкий — а ты остался один. Больше не на кого раздражаться и выказывать свою обиду и неприязнь.
Конечно, скажете вы, легко судить, когда ты просто случайный свидетель и ничего не знаешь об обстоятельствах чужой семейной драмы. Признаться, не очень-то хочется. Просто так уж часто бывает, что с близким человеком мы особо не церемонимся. Не жалеем его. Он же «свой», стерпит, стало быть!
Получается парадокс. Тот, кто ближе всех, в одночасье может стать, чуть ли не врагом!
Универсального совета для таких ситуаций, наверное, быть не может. У всех всё по-разному. Но хочется сказать так громко, что бы услышали все, кто находится в состоянии вражды: «Худой мир лучше доброй ссоры!»
Самое сложное в такие моменты — это прекратить разжигать себя обидой и сделать самый правильный шаг, наверное — это попытаться простить обидчика.
Если говорить об отношениях близких людей, то мерилом таких отношений всегда будет любовь. А любовь всегда жертвенна. Жертвенность в том, чтобы отдать близкому человеку всё лучшее. В том, чтобы суметь пренебречь своими интересами, в пользу любимого или любимой.
Еще один важный момент. Кто-то из мудрых однажды сказал, что люди начинают кричать тогда, когда перестают слышать друг друга. То есть во время того, когда они повышают голос на другого, в ту самую секунду они стремительно начинают отдаляться друг от друга на расстояние, равное силе звука, которая исходит от кричащего. И чем громче крик, тем они всё дальше и дальше...
Да, простить ближнего — это порой сложное и тяжелое решение. И всякие логические размышления по этому поводу здесь неуместны. Но тем оно и ценно, что дорогого стоит.
Как то прочел у одного автора интересную мысль о прощении. Смысл её в том, что искренне простить ближнего всегда нелегко, но радостно. Потому что источник этой радости не в том, кому прощаешь, а в том, кому ты уподобляешься, прощая.
Уже вечером, идя по каким- то своим делам, я снова увидел эту пару. Они сидели на скамье возле подъезда и о чём-то мирно беседовали. Он нежно смотрел на неё и держал её руку в своей руке, а она сидела радостная и счастливая. И я подумал о том, что как всё-таки здорово, что уже весна. А это значит, что лёд тает не только на улице, но и в сердце.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер