Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Об истине недостоинства

Об истине недостоинства


Одна из вещей, которые напрягали меня, когда я был новообращенным христианином - это то, что, судя по текстам церковных молитв, от меня постоянно ожидалось признание моего недостоинства. Я должен был признать, что недостоин неба и земли. Этой временной жизни, а уж более всего - милости Божией.

Насколько мне известно, это напрягает многих и сейчас. Почему же так важно постоянно помнить об этом своем недостоинстве?

Во-первых - потому что это правда. Таково реальное положение дел. Человеческие поступки и то, во что мы себя превращаем посредством этих поступков, подлежат справедливой оценке. И по справедливости мы недостойны - мы не таковы, какими должны быть, и поступаем не так, как должны поступать. Мы согрешили делом, словом, помышлением и, более всего, неисполнением долга. Такова истина, и мы должны ее признать.

Отношения с Богом нельзя строить на обмане. Если я предал друга, или подвел работодателя, или обворовал гостеприимных хозяев - я больше не могу претендовать на их расположение, как будто ничего не случилось. Если я хочу восстановить отношения, я должен начать это с признания фактов. Я должен признать, что нуждаюсь в милости - и что мне ее не обязаны оказывать. Я недостоин.

Милость Бога бесконечна - "Его же благость безмерна и человеколюбие неизреченно". Но принять ее можно только как милость - как что-то, чего мы полностью недостойны. Бог не обязан терпеть наши ежедневные акты неблагодарности и противления. Христос не был обязан умирать за наши грехи. Он вообще ничего нам не должен. Пока мы делаем вид, что чего-то заслужили, заработали, что мы имеем право требовать своего - мы воздвигаем преграду между нами и милостью Божией. Не случайно в Евангелии приводятся примеры явных грешников - мытаря, блудницы, разбойника на кресте - которые обрели спасение, в то время как люди приличные, нравственные, религиозные, отвергли его.

У блудницы, мытаря или разбойника не было возможности требовать от Бога "своего". ( По крайней мере в той культуре; нынешние-то блудницы и разбойники запросто могут перефарисеить любого фарисея). Они понимали, что им не на что рассчитывать - разве что на то, что им, вопреки всякой очевидности, окажут милость.

Бог всегда ищет оказать эту милость; но есть то, что эту милость низменно отвергает - горделивое и заносчивое сердце.

Радио ВЕРА

Последние записи

Помощь Святителя Тихона. Нина Юркова

Есть у меня история, связанная со Святителем Тихоном — Патриархом Московским. Несмотря на то, что…

29.04.2024

Владимир и Надежда Самойловы

В 1945-м году одесский паренёк Володя Самойлов вернулся домой с войны. Он отправился на фронт…

29.04.2024

Бесплодная смоковница

Фото: Luke Richardson / Unsplash В Великий понедельник на богослужении читается отрывок из Евангелия о бесплодной смоковнице. Это случилось…

29.04.2024

29 апреля. О вере и молитве

В 21-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите». О вере и молитве, — священник Максим…

29.04.2024

29 апреля. О богослужениях недели

Сегодня 29 апреля. Начало страстной седмицы. О богослужениях недели, — протоиерей Андрей Ефанов.

29.04.2024

29 апреля. О духовном смысле песнопения дня

Сегодня 29 апреля. Великий понедельник. О духовном смысле песнопения дня, — священник Николай Дубинин.

29.04.2024

This website uses cookies.