Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio
Почему бы всемогущему Богу просто не простить грешного человека, как отец прощает ребенка? Тем более, что Библия нередко прибегает к этой аналогии — Бог сравнивается с Отцом, а люди — с детьми.
Но любая аналогия в каких-то отношениях отражает реальность, в каких-то — нет. Она работает в том отношении, что ребенок не знает и не понимает многих вещей, и должен полагаться на взрослых. Почему нельзя есть столько конфет, сколько он бы хотел? Почему нельзя гулять до утра? Почему надо одеваться зимой так, как велят? Почему нельзя круглосуточно играть на компьютере, а надо заниматься вместо этого физкультурой и уроками?
Потому что папа с мамой так сказали. Понимает ли ребенок причины их запретов и повелений, или нет, - он должен слушаться. Родители заботятся о благе ребенка и намного лучше знают, что для этого блага лучше. Аналогия работает еще и в том отношении, что к родителям должно относиться с глубоким почтением.
Но есть отношение, в котором аналогия не работает - в отличие от маленьких детей в семье, мы свободны. Ребенок просто не получит столько конфет, сколько захочет, его сгонят с компьютера, заставят учить уроки, нравится ему это или нет. Взрослые - просто насильно - удерживают ребенка от того, что будет ему во вред.
Отношения Бога с человеком - это, скорее, отношения с уже выросшим сыном, как в притче о Блудном Сыне - Отец не мешает юноше уйти из дома, даже дает ему следующую ему часть имения. Этот сын - по меньшей мере, подросток - маленького ребенка бы просто отшлепали и поставили в угол. И вот Бог дает нам уйти - Он дает нам свободу выбора. Бог наделяет человека реальной свободой и ответственностью. А реальный выбор предполагает реальные последствия. В отличие от маленьких детей, мы вольны идти куда хотим и делать, что сочтем правильным - и никто не схватит нас за шкирку.
Но у этого есть последствия — мы действительно придем туда, куда выбрали идти. И эти последствия нельзя просто объявить несуществующими. Это означало бы объявить несуществующей, фиктивной, саму человеческую свободу.
Поэтому Бог выбирает именно такой путь спасения — Он становится Человеком и принимает на Себя последствия человеческого выбора. Потому что грех — это не детская шалость. Это катастрофа и предательство вселенского масштаба, совершенное не маленькими детьми, а взрослыми, свободными, ответственными, наделенными реальной властью в мироздании существами.
Нам очень важно понять реальность нашей свободы — и то, что мы тяжко злоупотребили ей и продолжаем злоупотреблять. Воплощение и Крест должны постоянно напоминать нам об этом.
Рим., 91 зач., VI, 3-11. «Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов».…
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи…
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия…
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.…
— Радость Пасхи: как почувствовать её, если вокруг происходят страшные события? — Что пережили апостолы, узнав о Воскресении Христовом,…
Фото: Piqsels Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской…
This website uses cookies.