Мы в Церкви часто говорим о смирении. Это одна из христианских добродетелей. Смирение — это сравнительно-объективное видение самого себя. Причем сравнивать себя нужно не с другими, а с Богом. И если точкой отсчета принимать именно Бога, то многое и многое в нас будет несовершенным. Вот это понимание своего несовершенства и является причиной смирения и уважения к другим.
Смирение — это все же не цель, а средство. Главное, чему учит смирение это стойкость в добре. То есть несмотря на различные искушения и соблазны соблюдать заповеди Божии, даже если и все вокруг ведут себя не так. Вот как Господь сказал Моисею: «Помни весь путь, которым вел тебя Господь по пустыне, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать: будешь ли хранить заповеди Его, или нет». А в Евангелии Христос обещал отдать всю землю кротким в одной из заповедей блаженства.
Часто мы слышим такой совет — смиряйся! То есть не реагируй неприятием, промолчи — и все наладится. В жизни бывают ситуации, в которых смирение помогает преодолеть конфликт. Помню, как жена приходила с занятий по вождению злая. Её ругал инструктор, а она приходила и выливала негодование на нас — домочадцев. Попытки поговорить заканчивались ссорами, и напротив — тишина и покорство сводили всё её раздражение на нет в считанные минуты. И сколько таких примеров в жизни? Правда, многие говорят: ну сколько можно терпеть? На это ответил преподобный Иосиф Оптинский: «Не усилия наши, не труды, не время избавляет нас от страстей, а благодать Божия, которая ниспосылается только смиренным...». После этого становится ясно, что через смирение, через терпение и кротость Господь одаривает своих последователей благодатью и благорасположением, особенно к нашим ближним, потому что ближних терпеть гораздо труднее, чем незнакомых.
Проявить смирение мы можем во многих жизненных ситуациях: промолчать в ответ на грубость, спокойно потерпеть материальные нужды, пойти и сделать то, что просят родители, а не искать тысячу отговорок. Именно такое поведение и делает нас христианами — через терпеливое исполнение тех правил, которые даны Спасителем.
Мы просим смирения у Бога. Но как Он нам его даст? Ну не мешками же оно измеряется. Христос даст нам возможность проявить себя смиренно: не допустить скандала в ущерб личным амбициям, уступить место в общественном транспорте, хотя сам тоже устал за целый день. А в семейной жизни, если со вниманием отнестись, можно найти столько поводов для смирения, сколько и для скандалов. И гора не глаженного белья может расти, если считать, что не мужское это занятие, и напротив — уменьшаться, если вспомнить, что супруга тоже работает.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.