Сладости с чаем. Чувствуете, в чём подвох? В постановке слов, конечно же. Правильно: Чай со сладостями. Ведь чайная церемония – это наваристый янтарный напиток в красивой посуде, с приправой в виде конфеты, печенья, просто сахара… Но только в качестве приправы. Иначе… Получится не чайная, а сладостная церемония. Неотрывная еда, запитая наспех. Перебор суточной нормы углеводов, изжога и лишний вес.
Об этой бытовой процедуре в таких полярных интерпретациях я вспомнила, потому что часто общаюсь в соцсетях. На первый взгляд, связи особо не прослеживается. Но… Если разобраться, по существу – прозрачная параллель.
Понаблюдайте за сетевыми жителями. За тем, с какой периодичностью они пишут в свои блоги, в какой манере разговаривают друг с другом. Сразу видно, для кого коммуникация в сети – это работа, а для кого – так, время скоротать. У меня, например, есть несколько сетевых друзей, глядя на которых понимаешь: чай они явно не любят. Они, конечно, его пьют, но исключительно в качестве запивки к сладости: потому что нельзя каждую секунду делать красивые фотографии в инстаграм (деятельность организации запрещена в Российской Федерации). Нужно же ещё, хоть немного, в реальности двигаться. Я вижу этих людей то в одном городе, то в другом. Вот они на одну выставку пошли, вот – просто гуляют. Перед публикой – каждый шаг их жизни заинстаграм (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)лен. И каждую фотографию они обсуждают, рассказывают о мгновениях своей жизни, с подробностями. Потом делают ещё фотографии из мира и опять ныряют в обсуждения и сетевые разговоры. «Вот сладкоежки» – хочется сказать. Когда они жить-то успевают? Когда чай пьют, если всё время купаются в сахарном песке – в отчётах о личной жизни и самолюбовании? Да и жизнь-то их, судя по фотографиям, событиями заполняется искусственно, чтобы очередной пост выставить.
Выбор развлечений на рынке сладостей из прелести и удовольствий у нас сегодня огромен. Он, пожалуй, даже не меньше, чем в разнообразии кондитерских изделий. А, может, и больше. Вино, кино, домино… А возглавляет список этих сладких моментов, конечно же, Интернет. Его просторы безграничны, и все они дают столько возможностей для убийства времени! А с появлением смартфонов получить наслаждение от общения, просмотра фотографий или отчётов вообще стало возможно в любое время суток. О фильмах и музыке я даже не говорю.
А между тем сладости из интернета, порой, настолько переполнены красителями и растительными жирами, что человеческий мозг вынужден отвлекаться на чай. Чтобы хоть немного освежить себя, протолкнуть сладкое… А потом опять, и опять… Изредка отрываясь от вкусного и безграничного, чтобы не умереть от голода и азартного дурмана, в котором незаметно пролетает мимо его жизнь. И постепенно наступает подмена фразы «Интернет для жизни», фразой «Жизнь для Интернета».
Мишель Уэльбек в своём фильме «Возможность острова» сказал, что конец реального человеческого общения начнётся в эпоху смс. Сейчас эта эпоха прошла, породив новую – из компьютерных друзей и скайпа. Я ни в коем случае не хочу назвать Интернет мировым злом. Он тоже был послан нашему веку Богом в качестве блага и проверки на прочность. Но уже много веков человеку также дана возможность общаться посредством голоса, рукопожатий и тонких чувств, которые невозможно испытать, глядя в монитор компьютера. Человек по ту сторону экрана никогда не заменит долгожданных крепких объятий при встрече. Он не шепнёт на ухо слова о самом сокровенном. Не хлопнет по плечу: «Пойдём-ка, друг, поговорим за чаем!», в котором лучшими сладостями станут воспоминания, новости, улыбки. И звук любимого голоса. Без фильтра компьютерных колонок.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер