Сладости с чаем. Чувствуете, в чём подвох? В постановке слов, конечно же. Правильно: Чай со сладостями. Ведь чайная церемония – это наваристый янтарный напиток в красивой посуде, с приправой в виде конфеты, печенья, просто сахара… Но только в качестве приправы. Иначе… Получится не чайная, а сладостная церемония. Неотрывная еда, запитая наспех. Перебор суточной нормы углеводов, изжога и лишний вес.
Об этой бытовой процедуре в таких полярных интерпретациях я вспомнила, потому что часто общаюсь в соцсетях. На первый взгляд, связи особо не прослеживается. Но… Если разобраться, по существу – прозрачная параллель.
Понаблюдайте за сетевыми жителями. За тем, с какой периодичностью они пишут в свои блоги, в какой манере разговаривают друг с другом. Сразу видно, для кого коммуникация в сети – это работа, а для кого – так, время скоротать. У меня, например, есть несколько сетевых друзей, глядя на которых понимаешь: чай они явно не любят. Они, конечно, его пьют, но исключительно в качестве запивки к сладости: потому что нельзя каждую секунду делать красивые фотографии в инстаграм (деятельность организации запрещена в Российской Федерации). Нужно же ещё, хоть немного, в реальности двигаться. Я вижу этих людей то в одном городе, то в другом. Вот они на одну выставку пошли, вот – просто гуляют. Перед публикой – каждый шаг их жизни заинстаграм (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)лен. И каждую фотографию они обсуждают, рассказывают о мгновениях своей жизни, с подробностями. Потом делают ещё фотографии из мира и опять ныряют в обсуждения и сетевые разговоры. «Вот сладкоежки» – хочется сказать. Когда они жить-то успевают? Когда чай пьют, если всё время купаются в сахарном песке – в отчётах о личной жизни и самолюбовании? Да и жизнь-то их, судя по фотографиям, событиями заполняется искусственно, чтобы очередной пост выставить.
Выбор развлечений на рынке сладостей из прелести и удовольствий у нас сегодня огромен. Он, пожалуй, даже не меньше, чем в разнообразии кондитерских изделий. А, может, и больше. Вино, кино, домино… А возглавляет список этих сладких моментов, конечно же, Интернет. Его просторы безграничны, и все они дают столько возможностей для убийства времени! А с появлением смартфонов получить наслаждение от общения, просмотра фотографий или отчётов вообще стало возможно в любое время суток. О фильмах и музыке я даже не говорю.
А между тем сладости из интернета, порой, настолько переполнены красителями и растительными жирами, что человеческий мозг вынужден отвлекаться на чай. Чтобы хоть немного освежить себя, протолкнуть сладкое… А потом опять, и опять… Изредка отрываясь от вкусного и безграничного, чтобы не умереть от голода и азартного дурмана, в котором незаметно пролетает мимо его жизнь. И постепенно наступает подмена фразы «Интернет для жизни», фразой «Жизнь для Интернета».
Мишель Уэльбек в своём фильме «Возможность острова» сказал, что конец реального человеческого общения начнётся в эпоху смс. Сейчас эта эпоха прошла, породив новую – из компьютерных друзей и скайпа. Я ни в коем случае не хочу назвать Интернет мировым злом. Он тоже был послан нашему веку Богом в качестве блага и проверки на прочность. Но уже много веков человеку также дана возможность общаться посредством голоса, рукопожатий и тонких чувств, которые невозможно испытать, глядя в монитор компьютера. Человек по ту сторону экрана никогда не заменит долгожданных крепких объятий при встрече. Он не шепнёт на ухо слова о самом сокровенном. Не хлопнет по плечу: «Пойдём-ка, друг, поговорим за чаем!», в котором лучшими сладостями станут воспоминания, новости, улыбки. И звук любимого голоса. Без фильтра компьютерных колонок.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.