Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

О лицемерии


Недавно я видел несколько репортажей с политического шествия. Люди несли транспаранты двух типов - на одних провозглашалась любовь, сострадание, мир, толерантность, на других - иногда в руках у тех же людей - изъязвлялась резкая неприязнь, даже ненависть, к политическим оппонентам. Да и в выступлениях ораторов лозунги любви сочетались с грубой и вульгарной руганью в адрес противников.

Конечно, демонстрантов обвиняли в лицемерии; и тут я вспомнил, что где-то уже слышал похожие обвинения. В лицемерии постоянно обвиняют христиан. Люди в Церкви - как постоянно пишут на антихристианских сайтах - лицемеры. Они не являют те качества, которые требует их вера. Они не выглядят достаточно терпеливыми, любящими, и презирающими мирские блага. Они не живут в согласии с тем, что проповедуют. Следовательно - как развивается аргумент дальше - сама христианская вера является ложной, разделять ее не стоит.

Вообще говоря, христианская вера как раз и говорит о том, что все люди грешники, а христиане - прощенные грешники, находящиеся в процессе исправления. Причем этот процесс завершится только на небесах, а пока, как напоминает Апостол, “если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас”. То, что христиане не соответствуют идеалам, которые сами провозглашают, и должны сознавать это, чтобы двигаться в правильном направлении - постоянная тема Писания. Мы все грешники, мы должны отдавать себе в этом отчет.

Но - обратим внимание - в лицемерии можно упрекнуть не только христиан, но и любое вообще сообщество людей, провозглашающих какой-то позитивный нравственный идеал. Люди, проповедующие терпимость бывают яростно нетерпимы по отношению к тем, кто им не нравится. Борцы с ненавистью проявляют немалую озлобленность. А люди, которые в секулярном контексте, провозглашают любовь, всегда готовы взорваться яростной бранью в отношении к тем, кто, на их строгий взгляд, недостаточно любящ и терпим. Авторы, прославляющие разум и интеллектуальную честность, демонстрируют поразительную нечестность и закрытость, когда речь идет о чем-то, что может угрожать их мировоззрению.

Если лицемерие уничтожает идеал, которому люди присягают, то в мире нет ни одного не уничтоженного идеала. Но оно, все же, показывает нечто другое. Непреодолимый конфликт между тем, что люди сами признают справедливым - и тем, как они в реальности себя ведут. Этот конфликт - проявление того, что христианское богословие называет первородным грехом. Человеческое лицемерие - это не довод против христианства. Оно выглядит именно так, как и должно выглядеть, если христианское представление о человеке - созданном по образу Божию и отпавшему в грех - истинно.

Радио ВЕРА

Последние записи

Помощь Святителя Тихона. Нина Юркова

Есть у меня история, связанная со Святителем Тихоном — Патриархом Московским. Несмотря на то, что…

29.04.2024

Владимир и Надежда Самойловы

В 1945-м году одесский паренёк Володя Самойлов вернулся домой с войны. Он отправился на фронт…

29.04.2024

Бесплодная смоковница

Фото: Luke Richardson / Unsplash В Великий понедельник на богослужении читается отрывок из Евангелия о бесплодной смоковнице. Это случилось…

29.04.2024

29 апреля. О вере и молитве

В 21-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите». О вере и молитве, — священник Максим…

29.04.2024

29 апреля. О богослужениях недели

Сегодня 29 апреля. Начало страстной седмицы. О богослужениях недели, — протоиерей Андрей Ефанов.

29.04.2024

29 апреля. О духовном смысле песнопения дня

Сегодня 29 апреля. Великий понедельник. О духовном смысле песнопения дня, — священник Николай Дубинин.

29.04.2024

This website uses cookies.