Как-то, мой старший сын подошел ко мне с просьбой помочь ему составить доклад на тему «Благочестивая семья». Уже само название темы меня приятно удивило.
«Надо же...» — подумал я, «какие нынче вопросы стали включать в школьную программу!»
— А как ты сам представляешь, что по твоему означает благочестие?— спросил я сына.
Он задумался..
— Ну...мне кажется, это понятие очень церковное, христианское. Думаю, этим качеством были наделены люди, которые своей жизнью угодили Богу.
Я согласился с ним. Действительно, при произнесении этого слова, возникает устойчивое ощущение того, что это неразрывно связано с желанием неотступно следовать Воле Божией. Почему то сразу представляется нечто древнее, фундаментальное. Вспоминаются мои казачьи предки, которые жили задолго до революционных потрясений. Уклад их жизни, размеренной, обстоятельной, как раз и являет для меня образ благочестия. По воспоминаниям одной из моих бабушек, Любови — донской казачки, дед её был войсковым атаманом. Бабушка много рассказывала о быте своей семьи в казачьей станице под Царицыном, а ныне Волгоградом. Они были старообрядцами, строго соблюдали посты, много молились и трудились не покладая рук.
Бабушка часто рассказывала мне о том, что её отец, уважаемый и авторитетный казак Пимен, так работал в поле, что на его спине лопалась от пота рубаха.
В конце недели и в праздники, вся его большая семья (а их было 9 человек) нарядно одевалась и чинно следовала в церковь на богослужение. У каждого было своё место в храме. Мужчины стояли с одной стороны — женщины с другой. После богослужения, семья собиралась дома за большим праздничным столом, где после молитвы отец, благословляя трапезу, как глава семьи, первым приступал к ней, остальные же следовали за ним по старшинству. Прадед мой хоть был и сурового нрава, по словам бабушки, но за строгим видом скрывалась любовь и сердечная забота о близких. А еще мой прадед очень любил петь. Песен тогда знали очень много и дружно пели их всей семьёй. Некоторые из них мне даже посчастливилось услышать в детстве лично от бабушки. Пела она их с характерным казачьим колоритом, протяжно и глубоко, бывало сердце так и защемит. Перед глазами в этот момент проносились картины жизни. То, как раскулачивали их семью, как разоряли дом и ссылали родителей. Как они с братом, будучи совсем детьми , рано повзрослели, испытывая на себе все тяготы лишений.
Ещё я вспоминаю, что бабушка как-то особенно, подолгу молилась Иисусовой молитвой, часто повторяя её. Она рано осталась вдовой с четырьмя детьми на руках, но замуж более так и не вышла. Меня всегда восхищало то, что ей удалось в тяжелые, послевоенные годы самой поднять их. Сохранив твёрдую веру в промысел Божий, бабушка говорила, что никогда не унывала и не жаловалась на судьбу.
Воспоминания нахлынули на меня и я не заметил, как разговор с сыном затянулся до позднего вечера. Он продолжал расспрашивать меня о наших предках и всё удивлялся тому, что это не какие-нибудь вымышленные исторические герои, а наши настоящие деды и прадеды, которые были одними из многих таких же как и они людей, старающихся жить благочестиво и по воле Божией.
На следующий день, сын вернулся из школы сияющим, спеша порадовать нас, родителей, своими успехами. Доклад его всем очень понравился, а одноклассники стали после урока подходить к нему с расспросами, на которые он с удовольствием отвечал.
Мне вдруг вспомнилась моя школьная юность и то, что подобные темы для докладов были тогда совершенно невозможны! И ещё я подумал, что может когда- нибудь, и мои дети также будут рассказывать уже своим детям о моём поколении, о том, какие у нас были добрые традиции. Правда это будет уже совсем другая история...
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер