Небывалая новость облетела Москву: городской голова Николай Александрович Алексеев прилюдно встал на колени перед каким-то купцом! Люди на улицах перешёптывались, изумленно ахали, и недоумевали, зачем это их градоначальник позволил так себя уничижить при всём честном народе…
А дело было вот как. Московский голова Николай Алексеев задумал серьёзный проект: построить лечебницу для душевнобольных. В поисках средств, он стал привлекать к делу жертвователей и благотворителей. Первый взнос Алексеев сделал сам, вложив в строительство немалую часть своих личных сбережений. За остальным решил обратиться к богатому московскому купечеству. Градоначальник пригласил предпринимателей к себе в присутствие, чтобы хорошенько всё обговорить. И вот, в разгар деловой беседы, один купец вдруг выдвинул своё условие: «Встанешь передо мной на колени – дам на больницу миллион!» - заявил он удивленному Алексееву. Однако вместо того, чтобы немедленно выгнать наглеца вон, московский голова поднялся из-за стола, и молча в ноги поклонился толстому купчине в тяжелой собольей шубе...
Николай Александрович Алексеев и сам был выходцем из купеческого рода. Его семья не только занималась торговлей хлопком, но и владела собственным хлопковым производством. В восемнадцать лет Николай стал главным помощником своего отца в управлении семейным бизнесом. Однако дела торговые не так привлекали целеустремленного юношу, как труд на благо народа. Николай Александрович старался не упускать ни малейшей возможности для того, чтобы реальными делами помогать ближним. Помимо того, что он являлся председателем благотворительного общества при Мясницкой больнице и директором Комитета попечения о тюрьмах, Алексеев пожертвовал десять тысяч рублей специальной стипендии для студентов Московского коммерческого училища. На собственные средства построил он и новые здания для училища - мужское и женское. Николай Александрович потратил на это строительство в общей сложности около семидесяти двух тысяч рублей. Двадцать тысяч пожертвовал он для ежегодной раздачи обитателям Николаевского дома призрения вдов и сирот.
Он был настоящим москвичом: искренне любил свой город, и желал сделать его лучше и краше. В тысяча восемьсот восемьдесят пятом году такая возможность у него появилась: Николай Алексеев был избран московским городским головой.
Надо сказать, что Москва в то время не только не была мегаполисом, но и вообще, с трудом походила на большой город. На Тверской в грязных лужах плескались утки и гуси, а по Кузнецкому мосту гоняли коров. Алексеев стал постепенно, но кардинально менять облик Первопрестольной. Именно при нём рядом с Красной Площадью были сооружены грандиозные Верхние торговые ряды – то самое легендарное здание, которое сегодня известно всем как ГУМ. А находящийся неподалёку, довольно запущенный Александровский садик, Алексеев облагородил, обнес чугунной решеткой, и превратил в достопримечательность и излюбленное место отдыха вот уже для нескольких поколений москвичей и туристов со всех концов света. Именно Николай Александрович принимал от Павла Третьякова бесценный дар Москве: его знаменитую и уникальную галерею.
При Алексееве в Москве начали строить канализационную систему, пустили новый водопровод. Но главным его начинанием, безусловно, была та самая лечебница для душевнобольных – сегодня это известная психиатрическая клиника имени Кащенко, - ради создания которой Николай Александрович Алексеев, первый человек в Москве, не раздумывая, стал на колени перед купцом-самодуром.
Трагическую гибель Николая Алексеева кто-то, наверное, назовёт злой иронией судьбы: выходя со службы, прямо у здания Московской городской думы, он был смертельно ранен… душевнобольным человеком! Однако последняя воля Николая Александровича в очередной раз явила людям его поистине евангельскую кротость: в своём завещании Алексеев оставил огромную по тем временам сумму - пятьсот тысяч рублей - на нужды учреждённой им психиатрической больницы.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема