В один из июльских вечеров тысяча девятьсот пятого года несколько молодых рабочих серпуховской бумагопрядильной фабрики направились за город — на опушку берёзового леса. Возглавлял молодёжь помощник директора завода, англичанин Эдвард Чарнок. Чарнок бережно держал в руках кожаный шарообразный предмет. Множество любопытных мальчишек сбежалось поглядеть на непривычный шар, да и их родители тоже понемногу собирались вокруг. На опушке имелось большое ровное поле для игр, танцев и хороводов. Чарнок остановился рядом с ним и сказал, указывая на кожаный шар: «Это футбольный мяч. У нас в Англии в футбол играют давно, а в России только начали — в Москве и Санкт-Петербурге. Я научу вас играть в эту увлекательную игру!» Так началась история футбола в Серпухове. Вскоре хозяин фабрики, Николай Коншин, обустроил для своих рабочих настоящий футбольный стадион. Коншины традиционно заботились о своих рабочих: предоставляли им бесплатное медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, бесплатное профессиональное и среднее образование, ясли и сады для их детей, спортивные общества и художественные коллективы при фабриках.
Текстильное дело купцов Коншиных начиналось в далёком тысяча шестьсот восемьдесят втором году с почётного гражданина Серпухова Василия Григорьевича Коншина. Именно он основал полотняно-льняную мануфактуру в Серпухове. С каждым поколением текстильное дело Коншиных развивалось, росло по своим масштабам. Своего апогея и мировой известности коншинский текстиль достиг при Николае Николаевиче Коншине в конце девятнадцатого века. Текстильный комбинат «Товарищество мануфактур Коншина в Серпухове» входил в первую тройку крупнейших текстильных предприятий России. Продукция фабрик Коншина неоднократно отмечалась наградами на многих всероссийских и международных выставках.
Большая заслуга Николая Коншина в том, что он был одним из пионеров освоения присоединённых к России среднеазиатских территорий. Прежде отечественная текстильная промышленность полностью зависела от американского и индийского хлопка. В тысяча восемьсот семидесятом году Коншин завёл собственную плантацию высокосортного хлопчатника, а также хлопкоочистительные и прессовальные заводы в Туркмении. В канун первой мировой войны уже около половины хлопка поступало на российские предприятия из Средней Азии.
Николай Николаевич всегда лично следил за бытовыми условиями своих рабочих. При фабриках были выстроены и содержались за счёт хозяина несколько корпусов бесплатных общежитий для одиноких рабочих, триста пятьдесят отдельных домов с земельными участками для рабочих с семьями, больница, ясли на двадцать пять детей, двухклассное училище на пятьсот учащихся и ремесленная школа на шестьдесят человек. Функционировали театр, библиотека, баня, прачечная и чайная на тысячу мест. На территории фабрики открыли богадельни для бывших сотрудников предприятия.
Был выделен особый капитал для улучшения быта рабочих и служащих, который в тысяча девятьсот тринадцатом году составил более четырёхсот тысяч рублей. Во время Первой мировой войны всем членам семьи мобилизованного на фронт рабочего выдавалось ежемесячное денежное пособие.
Существенную лепту Коншин внёс в строительство городской больницы города Серпухова (она, кстати, работает до сих пор). Николай Николаевич принимал участие в восстановлении древней Успенской церкви и строительстве большого храма в честь Всех Святых по проекту известного архитектора Клейна. Также он немало жертвовал на Высоцкий монастырь, где была построена усыпальница семьи Коншиных.
В Серпухове до сих пор не забыли добрых и милосердных купцов Коншиных. В две тысячи тринадцатом году по инициативе настоятеля Высоцкого монастыря отреставрировали их семейную усыпальницу и церковь Всех святых, построенную на средства Николая Николаевича.
«Не спешу»
Это утро застало меня в дороге. Я возвращался в Москву после праздников, проведённых с родителями. Поезд отбывал из Смоленска в 7:03, и я отчаянно опаздывал. Утренние сборы затянулись, такси приехало позже, а прямо перед поворотом на вокзал мы неожиданно для семи утра встали в пробку. Окончательно мне испортило настроение колёсико чемодана. Оно сломалось и отлетело на проезжую часть, когда я доставал багаж из машины.
«Всё, — подумал я. — Пропущу поезд. Значит, не нужно мне ехать на нём. Возможно, это воля Божья». От таких мыслей мне сразу полегчало, и мрачное настроение внезапно улетучилось, а в душе разливалось тепло уверенного спокойствия.
С лёгкой улыбкой и сломанным чемоданом я зашёл в здание вокзала. И решил так: «выпью не спеша горячего чаю в кафетерии вокзала, а потом возьму новый билет». И в этот момент услышал объявление, которое делал диктор вокзала:
— ...Внимание! Отправление поезда 358 до Москвы задерживается на 10 минут. Поезд отправится с третьей платформы пятого пути в 7 часов 13 минут. Повторяю...
«Я успел!» — внезапно пришло осознание. Быстрым шагом прошёл через здание вокзала, вышел на перрон. В поезд я зашёл последним, волоча за собой хромой чемодан.
— Доброе утро. Похоже, мы Вас ждали! — улыбнулся мне проводник, протягивая руку за билетом.
Все выпуски программы Утро в прозе
20 января. Об иконографии Иоанна Предтечи
Сегодня 20 января. Собор Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии Иоанна Предтечи — протоиерей Андрей Ефанов.
Предтеча Господень Иоанн — один из самых почитаемых в христианстве святых. Сам Христос говорил об Иоанне Крестителе, что он человек величайший среди всех рожденных. В иконописных подлинниках, в специальных руководствах для иконописцев, так описан образ Иоанна Предтечи: ликом еврей средних лет, телом и лицом очень худ, борода черная, волосы черны, густы, кудрявы, одежда из грубой шерсти, подпоясан кожаным поясом. Чаще всего Иоанну Предтечу изображают с жезлом, который заканчивается крестом в знак того, что Предтеча проповедовал о Христе и крестил его в воде Иордана.
Этому событию посвящены многие иконы, где Иоанн изображен возлагающим руку на голову Спасителя. Страданиям и смерти Иоанна Крестителя посвящен другой цикл икон, где наиболее интересным можно назвать сюжет, когда Иоанн Предтеча держит свою отрубленную по приказанию Ирода голову, принося ее в жертву Богу. Также есть иконы, где изображаются события обретения его честной головы. Отдельно хочется отметить иконографию Иоанна Предтечи где он, подобно ангелу, изображен с крыльями, которые символизируют непорочность его жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 января. О славе и проповеди покаяния Святого Иоанна Крестителя
Сегодня 20 января. О славе и проповеди покаяния Святого Иоанна Крестителя в день Церковного празднования в его честь — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы слышим имя святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, уже из этих слов у каждого верующего сердца складывается понимание того, какую роль святой пророк, святой Иоанн Креститель играет в церковной истории, в евангельской истории и в священном предании.
Иоанн не был чудотворцем, так о нем пишет святитель Иоанн Златоуст. И святитель Иоанн Златоуст подмечает это усиливая другую сторону служения святого Пророка и Предтечи. Не будучи чудотворцем, Иоанн творил другое чудо. Чудо, которое сотворить гораздо сложнее. Это чудо изменения человеческого сердца. Покаяние — это и есть изменение. И те люди, которые приходили к Иоанну креститься, меняли свою жизнь. И вот это и было самое главное чудо по молитвам святого Пророка и Предтечи.
Церковью высоко ценится подвиг святого Крестителя Господня. Когда мы заходим в храм Божий, в иконостасе мы всегда увидим Господа нашего Иисуса Христа. По правую его руку будет Пресвятая Богородица, а по левую руку будет святой Иоанн Предтеча. Дай Господь и нам, чтобы мы слышали слова Господни, чтобы мы слышали проповедь Иоанна Крестителя, и чтобы в нашей жизни каждый день происходило самое главное чудо — чудо покаяния, чудо изменения и чудо единения со Христом.
Все выпуски программы Актуальная тема