
Фото: Marie Bellando Mitjans/Unsplash
В один из июльских вечеров тысяча девятьсот пятого года несколько молодых рабочих серпуховской бумагопрядильной фабрики направились за город — на опушку берёзового леса. Возглавлял молодёжь помощник директора завода, англичанин Эдвард Чарнок. Чарнок бережно держал в руках кожаный шарообразный предмет. Множество любопытных мальчишек сбежалось поглядеть на непривычный шар, да и их родители тоже понемногу собирались вокруг. На опушке имелось большое ровное поле для игр, танцев и хороводов. Чарнок остановился рядом с ним и сказал, указывая на кожаный шар: «Это футбольный мяч. У нас в Англии в футбол играют давно, а в России только начали — в Москве и Санкт-Петербурге. Я научу вас играть в эту увлекательную игру!» Так началась история футбола в Серпухове. Вскоре хозяин фабрики, Николай Коншин, обустроил для своих рабочих настоящий футбольный стадион. Коншины традиционно заботились о своих рабочих: предоставляли им бесплатное медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, бесплатное профессиональное и среднее образование, ясли и сады для их детей, спортивные общества и художественные коллективы при фабриках.
Текстильное дело купцов Коншиных начиналось в далёком тысяча шестьсот восемьдесят втором году с почётного гражданина Серпухова Василия Григорьевича Коншина. Именно он основал полотняно-льняную мануфактуру в Серпухове. С каждым поколением текстильное дело Коншиных развивалось, росло по своим масштабам. Своего апогея и мировой известности коншинский текстиль достиг при Николае Николаевиче Коншине в конце девятнадцатого века. Текстильный комбинат «Товарищество мануфактур Коншина в Серпухове» входил в первую тройку крупнейших текстильных предприятий России. Продукция фабрик Коншина неоднократно отмечалась наградами на многих всероссийских и международных выставках.
Большая заслуга Николая Коншина в том, что он был одним из пионеров освоения присоединённых к России среднеазиатских территорий. Прежде отечественная текстильная промышленность полностью зависела от американского и индийского хлопка. В тысяча восемьсот семидесятом году Коншин завёл собственную плантацию высокосортного хлопчатника, а также хлопкоочистительные и прессовальные заводы в Туркмении. В канун первой мировой войны уже около половины хлопка поступало на российские предприятия из Средней Азии.
Николай Николаевич всегда лично следил за бытовыми условиями своих рабочих. При фабриках были выстроены и содержались за счёт хозяина несколько корпусов бесплатных общежитий для одиноких рабочих, триста пятьдесят отдельных домов с земельными участками для рабочих с семьями, больница, ясли на двадцать пять детей, двухклассное училище на пятьсот учащихся и ремесленная школа на шестьдесят человек. Функционировали театр, библиотека, баня, прачечная и чайная на тысячу мест. На территории фабрики открыли богадельни для бывших сотрудников предприятия.
Был выделен особый капитал для улучшения быта рабочих и служащих, который в тысяча девятьсот тринадцатом году составил более четырёхсот тысяч рублей. Во время Первой мировой войны всем членам семьи мобилизованного на фронт рабочего выдавалось ежемесячное денежное пособие.
Существенную лепту Коншин внёс в строительство городской больницы города Серпухова (она, кстати, работает до сих пор). Николай Николаевич принимал участие в восстановлении древней Успенской церкви и строительстве большого храма в честь Всех Святых по проекту известного архитектора Клейна. Также он немало жертвовал на Высоцкий монастырь, где была построена усыпальница семьи Коншиных.
В Серпухове до сих пор не забыли добрых и милосердных купцов Коншиных. В две тысячи тринадцатом году по инициативе настоятеля Высоцкого монастыря отреставрировали их семейную усыпальницу и церковь Всех святых, построенную на средства Николая Николаевича.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема