
Илья Муромский
Будучи подростком, я почти всегда тяжело переносил пост. Когда в магазине проходил мимо мясного отдела, мне становилось дурно. Я почти падал в обморок. Мечтал о том, как после поста, наконец, смогу пожарить яичницу с беконом и отварить пельмени. Бывало и так, что я нарушал духовные правила, втайне съедая припрятанную в дальнем углу холодильника сосиску в тесте.
С возрастом моё отношение к посту изменилось. Я прекратил переживать из-за пищевых ограничений и начал больше уделять внимания душе. Во время поста я не смотрел развлекательные фильмы, не слушал агрессивную музыку и старался больше причащаться. Однако вскоре у меня появилась новая привычка: я стал находить оправдания нарушению поста.
Нередко отправляясь во всевозможные поездки с друзьями, давал себе полное право не соблюдать пост. Мне хотелось бутербродов, пирожных и творожных сырков, хотя мог ограничиться простой постной едой, чтобы не голодать. «Но я ведь путешествующий, а значит, мне всё это попускается» — убеждал я себя и покупал всё, что видел. Однако со временем стал замечать, что всякий раз, когда я так поступал, случались неприятности. Где-то подхватил инфекцию, простудился, не нашёл взаимопонимания с преподавателями или друзьями. Грех, который я подкреплял самооправданием, порождал новые искушения и новые соблазны.
Я задумался: «Ну, не может же Бог наказывать меня из-за какого-то сырка или плюшки. Это разве можно сравнить с другими моими грехами?» И в какой-то момент моих рассуждений вспомнил, как именно нарушал пост. Я шёл на это не просто осознанно, а лицемерно, буквально причисляя себя к достойным. «Я же путешествующий» — говорил сам себе.
Это была ложь. И грех мой был даже не столько в нарушении пищевого запрета, а сколько в самооправдании.
Иоанн Златоуст писал: «Честь поста составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов; кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его».
Вместо того чтобы заботиться о душе и больше погружаться в молитву и чтение священных писаний, я сидел и думал о том, как хорошо выпить чашечку латте, заев эклером. Пост — время искушений, и поддаваясь им, душа становится беззащитной. А когда она заражается грехом, как может тело оставаться здоровым? Господь Бог показывает нам не важность диеты, но важность чистоты души. Не через исключение из рациона определённых продуктов, но через молитву и борьбу со своими страстями.
Автор: Илья Муромский
Все выпуски программы Частное мнение
5 ноября. О наших просьбах к Богу
В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам».
О наших просьбах к Богу — священник Николай Конюхов.
Когда мы обращаемся с просьбой к Богу, нужно избежать двух крайностей. С одной стороны, нужно быть уверенным, то есть нужно достаточно настойчиво просить у Бога об исполнении своей молитвы. Помним ту женщину, которая прикоснулась ко Христу, несмотря на общественное порицание, несмотря на страх, и Господь похвалил её и сказал: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасёт тебя».
Но с другой стороны, нужно уметь принимать отказ от Бога и предоставить возможность, некую свободу тому, чтобы Он ответил нам «нет». То, как Иисус Христос сам молился в Гефсиманском саду, говоря: «Господи, если можно, пускай пройдёт мимо Меня эта чаша, но будет не Моя воля, но Твоя».
Поэтому, конечно, нужно настойчиво просить: «Господи, мне очень нужно вот то-то, то-то», — но в конце обязательно прибавлять: «Да будет святая воля Твоя».
Все выпуски программы Актуальная тема
5 ноября. О благодарении Бога Отца через Христа

В 3-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца».
О благодарении Бога Отца через Христа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Источник всех благ — Бог. Это аксиома. Человек — образ Божий, поэтому, как на любимое дитя, на него распространяется излияние Божьей благости. Как следствие, человек тоже становится источником блага.
Христос говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Собственно, апостол Павел повторил эту же мысль о благодарении Бога и воздаянии приличной Ему славы. Ведь естественное состояние человека — благодарить Бога за Его благодеяния.
Почему благодарим Бога Отца через Сына? Потому что Христос стал посредником между Небесным Отцом и нами. У людей без Него не получалось обращаться к Создателю, мешала воздвигнутая ими стена греха и проклятия. Сын Божий разрушил эту стену и дал нам возможность с дерзновением обращаться к Небесному Отцу.
Иоанн Богослов так говорит: «Мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». Апостол Павел добавляет: «Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас».
Поэтому и благодарение Отцу через Сына Божьего.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 ноября. О творчестве Михаила Муравьёва

Сегодня 5 ноября. В этот день в 1757 году родился поэт и государственный деятель Михаил Никитич Муравьёв.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот выдающийся государственный муж и творческий человек, художник слова, в армии начинал свою службу солдатом, а закончил генерал-майором. Благодаря неутомимому труду над собой, он стал почётным академиком.
Ему мы обязаны основанием многих факультетов университета, в том числе медицинского, и открытием почти всех гимназий в Москве.
Обладая незаурядным литературным даром и соответствующим образованием, Михаил Никитич был преподавателем словесности при Екатерине II, цесаревиче Александре, будущем императоре, и Константине.
Государь Александр I, искренне любивший своего учителя, когда взошёл на престол, сделал его главой своего кабинета, и это была весьма ответственная должность, суть которой — рассматривание поступающих документов и подготовка аудиенций у государя.
Литераторам будет небезынтересно узнать, что Михаил Никитич, последователь сентиментализма, являлся основателем интересного жанра лёгкой, то есть не лишённой иронии и шутливости, поэзии. И скрытые цитаты из творчества Муравьёва мы найдём даже в «Евгении Онегине».
Все выпуски программы Актуальная тема







