
Ватопед — один из православных монастырей на северо-восточном побережье Святой горы Афон. Название обители в переводе с греческого языка означает «куст отрока». Оно связано с событиями четвёртого века. Император Феодосий Великий следовал по морю из Рима в Константинополь. Царский корабль попал в сильный шторм, когда проходил мимо полуострова Афон. Во время бури случилось несчастье — сын императора, юный царевич Аркадий, оказался за бортом.
С большим трудом судно причалило к берегу. Феодосий и его спутники уже не чаяли увидеть мальчика живым и лишь надеялись найти его останки, чтобы похоронить. Каково же было изумление мореплавателей, когда они обнаружили Аркадия мирно спящим под кустом. Проснувшись, ребенок рассказал, что его спасла от гибели Пресвятая Богородица.
По велению императора на месте чудесного спасения юного царевича был построен храм. С течением времени церковь разрушилась. Но предание сохранило сведения о том, где находился «куст отрока». И в десятом столетии на этом месте был основан монастырь Ватопед.
В память о чуде, которое произошло с царевичем Аркадием, афонские иконописцы создали икону Божией Матери со светлым названием «Отрада и утешение». По месту происхождения её именуют также Ватопедской. На изображении Богородица подносит к Своим устам руку Младенца Христа. Это прикосновение — образ причастности ко Спасителю, Именем Которого Пречистая Дева дарует отраду и утешение всем молящимся.
Небесная Заступница не раз совершала чудеса через Свою Ватопедскую икону. Списки благодатного образа распространились далеко за пределы Святой горы Афон, есть они и в России. Перед ними можно помолиться в Ростовском Спасо-Яковлевском монастыре, в Знаменской церкви города Борисоглебска Воронежской области, в Воскресенской обители Санкт-Петербурга.
Все выпуски программы Небесная Заступница
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема