В 1525 году великий князь Московский Василий Третий стал добиваться развода со своей законной супругой Соломонией Сабуровой из-за её бесплодия. Русский государь задумал жениться на молодой литовской княжне Елене Глинской, будущей матери царя Иоанна Грозного. Монах из Чудова монастыря Максим Грек один из немногих обличил замысел князя. Он сказал, что высокое положение обязывает государя иметь человеколюбие и милосердие к бесплодной супруге. Великий князь не стерпел критики. Он собрал епископов Русской Церкви, велел им исследовать переводы Максима Грека. И в итоге нашёлся повод обвинить смелого монаха в ереси якобы из-за неточностей в текстах. Максима Грека запретили в служении и заключили под стражу. С этих событий начались для опального монаха долгие годы лишений, однако он не унывал и смирялся перед Промыслом Божиим. Максим Грек, прославленный Церковью в чине преподобного, говорил так:
«Не тужи, любезная душа моя! Благодари Господа, что Он сподобил тебя в настоящей жизни временными скорбями воздать долг свой. Не считай это временем сетования, а напротив — временем божественной радости».
9 ноября. О разрушительной природе зла и милости Божьей
В 8-й главе Евангелия от Луки есть рассказ об изгнании бесов из гадаринского бесноватого, в котором звучат слова о Христе: «На горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им».
О разрушительной природе зла и милости Божьей — священник Родион Петриков.
В данном эпизоде гибель свиней обнажает разрушительную суть бесов. Они несут смерть всему, к чему прикасаются. Святой Иоанн Златоуст пишет так, что Бог попускает злу явить свою природу, чтобы человек свободно избрал добро.
Второе — жертва во имя человека. Две тысячи свиней — это огромная ценность. Даже сегодня это практически целый агрокомплекс. Но Христос показал, что жизнь одного человека, одной души, дороже всех стад мира. И тут нельзя не вспомнить Его другие слова: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душу свою погубит?»
Наконец, третье — это шоковая терапия для совести, педагогика шока. Люди, увидев чудо, испугались и просили Христа уйти. Почему же? А потому что и сердца цеплялись за земное. Гибель стада — это призыв очнуться. Когда вы гоните Бога, вы остаётесь с бесами и последствующим разорением.
Итак, главный урок, можно сказать, такой: Бог — это не маг, который исполняет наши капризы. Он — врач, готовый на радикальные меры, чтобы спасти нас для вечности. Доверимся Ему, даже когда Его пути кажутся странными. «Ибо Мои мысли — не ваши мысли», — сказано через пророка Исаию.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 ноября. О знаках страданий Господа на теле апостола Павла как победе над грехом

В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моём».
О знаках страданий Господа на теле апостола как победе над грехом — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Чтобы лучше понять, о каких язвах идёт речь, обратимся к чину монашеского пострига. Возлагая на тело новопостриженного параман — плат с изображением орудий казни Господа Иисуса Христа — и крест, игумен поясняет, что монах будет носить эти знаки страданий Господа во всегдашнее напоминание о поношении, уничижении, оплевании, ранах, распятии и смерти Спасителя, которые Бог добровольно претерпел ради нашего спасения.
Апостол Павел, откликаясь любовью ко Христу за спасение его от заблуждений и фарисейства, за избрание его Божьим посланником и проповедником христианской веры, добровольно претерпел страдания за имя Господне, назвав их Христовыми язвами. Он без гнева переносил избиения палками и камнями, его топили в море, бичевали, гнали из одного города в другой, обманывали, предавали, он терпел жажду, холод, голод и зной.
Обращаясь к галатам, апостол Павел не жалуется, как ему тяжело, а наоборот, хвалится этими страданиями, словно это знаки боевого отличия, награды за победу, за верность своему долгу и Господу Иисусу Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 ноября. О творчестве Велимира Хлебникова

Сегодня 9 ноября. В этот день в 1885 году родился поэт Велимир Хлебников.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Велимир Хлебников стал удивительным новатором, в творчестве которого причудливо сочетались науки и направления. Именуя себя председателем не менее чем Вселенной, он, по существу, предсказал появление интернета. В 1912 году вышло его печатное размышление о том, что русское государство падёт в 1917 году.
Он заявил о себе как самобытный поэт, который ни на кого не равнялся, но творил свободно, выражая свою творческую личность. Сам Велимир оказался затянутым в жерло всех трагических разломов эпохи: война, революция одна, другая, добровольческое движение и кончина в неоправданно ранние годы в Новгородской губернии.
Расцвет поэзии Серебряного века, окружение талантливейших Мандельштама, Анны Ахматовой, Есенина не побуждали Велимира никому подражать.
Для тех, кто хотел бы познакомиться с этой таинственной, неразгаданной личностью, можно было бы рекомендовать очень глубокое исследование о жизни и творчестве Велимира Хлебникова из серии «Жизнь замечательных людей».
Все выпуски программы Актуальная тема







