
Севак Мирабян
«Не судите, да не судимы будете!». Как и все слова Спасителя — эта заповедь цепляет тебя с первого раза своей прямотой, глубиной и как бы бросает вызов задремавшему сознанию.
А как быть, если не судить? Философ атеист Бертран Рассел ставил в упрек христианам тот факт, что почти все они не исполняют эту заповедь, продолжая, к примеру, судить преступников и карать их по всей строгости закона. Достаточно долго я недоумевал как в конкретных и, порой, противоречивых ситуациях, исполнять слова Христа, когда я работаю, несу ответственность, забочусь о ближних?
Здесь мне помогли мои старшие братья во Христе — святые. И... один случай.
Есть такая формула у святых: возненавидь грех и возлюби грешника. Не сразу я стал понимать суть этих слов. Однажды я участвовал в групповом тренинге по психотерапии. Нас было шестеро мужчин. Мы делились своими детскими травмами на условиях анонимности. Истории, которые я услышал — потрясли меня до глубины души: употребление наркотиков, криминал, убийство домашних животных, пьянство — все эти ужасные поступки, как выяснилось, были следствием сильнейших психологических травм и способом приглушить душевную боль. Кого-то бросила девушка, кого-то избивал на глазах у друзей вечно пьяный отец. Парень из нашей группы, который, признался, что мучил и убивал домашних животных, глотая слезы, поведал нам, что каждый день отец оскорблял и унижал его с первого класса и почти весь подростковый период, пока не удалось убежать из дома. Нет, отец его физически не бил, пальцем не тронул, но унижал каждый Божий день. В итоге, повзрослев, травмированный человек сам стал истязать... животных.
Да, все страшные поступки, в которых признавались мужчины на том тренинге — это грех. Вещи нужно называть своими именами. Однако, согласно христианскому взгляду, грех — это не просто нарушение правил поведения в обществе, а рана, которую человек наносит себе и ближним. Поэтому каждый грешник во многом — израненный человек, жаждущий прощения, принятия и доверия. С того дня восприятие слов «возненавидь грех, но пожалей грешника» стало для меня не просто возвышенным призывом на бумаге, а чем-то вроде сигнала сдерживания от опрометчивых и самоуверенных попыток судить о ком-либо...
Автор: Севак Мирабян
Все выпуски программы Частное мнение
«О совести». Священник Анатолий Главацкий
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущий диакон Игорь Цуканов вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из сборника творений преподобного Аввы Дорофея «Душеполезные поучения» о совести как голосе Божием в человеке, и о том, как она помогает делать правильный выбор.
Разговор шел о том, для чего совесть дана человеку, почему иногда она может «засыпать», а также по каким признакам можно определить, что мы приглушаем «голос совести» и почему для духовой жизни важно не давать совести «уснуть». Также обсуждалось, почему в Раю Господь дал заповедь не есть с Древа познания добра и зла и можно ли «жить по совести» и быть при этом неверующим человеком.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Интеллигенция и Православная Церковь в XIXв.» Федор Гайда
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор исторических наук, доцент кафедры истории России XIX — начала XX веков исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Федор Гайда.
Мы говорили об отношении образованных людей в России в XIX веке к Православной Церкви, о взглядах интеллигенции на религиозность и церковную жизнь и как это повлияло на дальнейшую историю страны и Русскую Церковь. Также разговор шел об истории появления термина «интеллигенция» и с какими людьми он соотносился, о самых ярких их представителях в России XIX века и почему кто-то из них сохранял веру и церковность, а кто-то отказывался от Бога.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Поддержим храм Архангела Михаила в Смоленской области

В деревне Зарубинки Смоленской области посреди чистого поля стоит величественный храм Архангела Михаила, который сегодня обретает былую красоту. Рядом с ним есть сад, жилые корпуса, пасека и коровник. Всё это созидается трудами маленькой монашеской общины.
Сто лет назад в Зарубинках жили больше полутора тысяч человек. На службы в местный храм съезжались люди из окрестных деревень. В советское время от Смоленска до Витебска было всего две действующих церкви и одна из них — Архангела Михаила. За время гонений она изрядно пострадала, лишилась колокольни и внутреннего убранства. Ближе к 90-м годам деревня совсем опустела, и храм закрыли. Годы шли и здание превратилось в аварийное.
В 2018 году возрождать святыню и приход сюда направили иеромонаха Феодосия. Трудами священника и его помощников храм Архангела Михаила стал возвращаться к жизни. Со временем вокруг него образовалась монашеская община, появились свой сад и хозяйство. Ежедневно в церкви совершаются богослужения, а в перерывах каждый насельник скита занят своим делом. Священник Феодосий пасёт коров и ухаживает за пасекой, а другие следят за порядком, решают бытовые задачи, делают творог, сыр и масло. Место, которое казалось безнадёжно забытым, обретает новую жизнь. В возрождение храма и развитие скита вносят свою лепту и верующие люди. Они приезжают в деревню Зарубинки из ближайших селений и Смоленска.
Благодаря совместным усилиям у храма Архангела Михаила появились крепкая кровля и надёжные окна, новые купола, колокольня, иконостас, престол и церковная утварь. А сейчас важно отремонтировать и утеплить здание изнутри. Помочь храму в Смоленской области можете и вы. Для этого переходите на сайт фонда Архангела Михаила.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











