В школе я хорошо писала диктанты и очень гордилась этим. Обычно ошибок у меня не было или были незначительные — случайные описки или, например, пропущенные запятые. За такие ошибки учительница мне ставила «пять с минусом» и говорила, чтобы впредь я была внимательнее. Но однажды я написала диктант с тремя грубыми ошибками.
Открыв тетрадь и увидев там «три с минусом», я буквально остолбенела. Это был для меня настоящий удар. Я расплакалась.
Старенькая добрая и очень мудрая учительница отозвала меня в сторонку, где нас никто не видел, не слышал, и дала мне очень важный совет. Она сказала: «Сделай работу над ошибками и больше никогда не смотри на страницу в тетради, где стоит эта «тройка».
Жизнь наша похожа на школу. Грубые ошибки в ней тоже нередки. Падения и грехи наносят раны. Иногда бывает так, что даже после исповеди, воспоминание о совершенном грехе мучает и не дает покоя.
Однажды я, впав в тяжкий грех, сильно заболела и чуть не умерла. Потом одумалась, покаялась. Но воспоминания о содеянном, по-прежнему отравляли мне жизнь. Казалось, для того чтобы это прекратилось надо покаяться еще раз, и еще раз и так пока меня не прекратят мучать и угнетать воспоминания о содеянном. Я сомневалась в силе таинства покаяния и в милосердии Божием. Так продолжалось довольно долго. Настроение мое постоянно было унылым, депрессивным. Меня ничего не радовало, а в голове не прекращаясь крутились мрачные картины прошлого. Я рассказала о своих терзаниях духовному отцу.
И он мне объяснил:
— Грех, тем более тяжкий, наносит рану душе человека и даже прощенные грехи иногда не зарубцовываются полностью, а остаются шрамами на душе. Это неизбежное следствие греха. Тут ничего не поделаешь.
— Но как мне быть? У меня ведь болит — спросила я.
— Это нормально. По мере духовного возрастания, исцеления, чувство нравственной боли возвращается, твоя душа из состояния омертвения снова оживает. Терпи, стой на выбранном пути и не смотри назад.
«Не смотри назад». Эти слова напомнили мне наставления учительницы. Не нужно постоянно смотреть на листок в тетради, где стоит моя «двойка», я и так помню, что она у меня была. Помню, какой урон принес мне мой грех. Помню и не хочу его повторять.
Но также я помню о милосердии Божием, о том, сколько мне было прощено, и надеюсь на всепобеждающую любовь Божию. А надежда — это то, с чем всегда смотрят вперед.
Автор: Лидия Игнатьева
Все выпуски программы Частное мнение
Фильм «Восхождение в Иерусалим». Игорь Мещан, Александра Андронова
У нас в гостях были создатели фильма «Восхождение в Иерусалим»: режиссер Александра Андронова и продюсер Игорь Мещан.
Мы говорили о святынях Иерусалима, об истории паломничеств в Святую Землю и о том, какое значении придается паломничествам в христианстве, а также о том, как создавался фильм «Восхождение в Иерусалим» и в чем его уникальность.
Все выпуски программы Светлый вечер
Успенский Второафонский Бештаугорский мужской монастырь
Успенский Второафонский Бештаугорский мужской монастырь был основан русскими монахами, пришедшими на Кавказ со Святой горы Афон в 1903 году. А 28 ноября 1904 года на горе Бештау уже был освящен Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Монахи стали для Кавказских Минеральных вод защитниками Православия в трудные годы советской власти, а до революции были помощниками и просветителями, молясь за всех, привлекая своей добротой и искренностью в лоно Православной Церкви и людей, далеких от веры, и представителей иных религий. Но так происходит и в наши дни, когда на Бештау, где не сохранилось ни зданий первого монастыря, ни фундаментов храмов, пришли отважные люди, которые создали здесь такое удивительное красивейшее пространство, куда хочется приехать вновь. И потому что здесь необыкновенный Успенский Собор, который называют жемчужиной Кавказа, и множество святынь, и удивительный храм под открытым небом в честь Всех русских святых, подвизавшихся на Святой горе Афон, но главное, здесь звучит молитва, которая раскрывает сердца. И совершается она и на самой вершине Бештау.
О том, зачем в наши дни люди приезжают в обитель — наша программа.
Все выпуски программы Места и люди
Бог в душе. Анна Тумаркина
Довольно часто приходится слышать от невоцерковленных знакомых: «Ну зачем тебе все эти молитвы, посты, богослужения? Веришь в Бога — верь, но Бог должен быть в душе, а это все... так. Внешнее.»
Отнюдь не считаю нужным оправдываться или переубеждать своих собеседников. У каждого своя мера воцерковления. И все же не люблю я это умозаключение: «Бог должен быть в душе». Давным-давно, еще в годы студенчества сама любила утверждать, что в моей душе присутствует нечто весьма значимое. И не просто нечто, а, скорее, некто.
В то время мы, студенты-филологи, часто увлекались различными модными идеями, религиозными и философскими течениями, новыми явлениями в культуре и искусстве. Охотно посещали выставки, конференции, интересные семинары. И было в нашем кругу довольно популярно заявлять о себе: я, мол, в душе поэт или философ, или артист. В моем случае — художник.
В этом, безусловно, нет ничего предосудительного, особенно для романтически настроенных молодых людей. Здорово чувствовать в душе художника: думать о прекрасном, мечтать о прекрасном, искать прекрасное во всем и во всех. Но есть одна проблема: этот художник, который в душе, ничего не создает в реальной жизни. Не пишет ни портретов, ни пейзажей, ни натюрмортов. Разве что там, в душе... В воображении.
Мне кажется, что примерно то же самое представляет из себя так называемый «Бог в душе». Наверное, обладателю души он представляется великим, всемогущим, всеблагим. Но все это лишь в душе, это твой выдуманный субъективный бог. Воображаемый Бог в душе ведь и мир мог бы сотворить лишь такой же, каков и сам: воображаемый.
Разумеется, никого и никогда я не пытаюсь учить правильно веровать. Сама учусь этому всю жизнь. Но когда кто-то настойчиво пытается убедить, что Бог, якобы, должен быть в душе, отвечаю: Бог слишком велик, примерно так же, как мир всегда больше любого глобуса или карты, пусть и самой точной. И уж во много-много раз больше и реальнее, чем человеческое воображение.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение