Эту историю я услышала от Екатерины, прихожанки храма Всемилостивого Спаса. После службы она воодушевленно пыталась подбодрить одинокую молодую женщину с детьми, которая, унывала. «Жизнь не складывается, дети не слушаются, Бог меня не слышит!» - жаловалась она. «Слышит, слышит», — твердила Екатерина. «Ты плохо молишься! Надо верить, горячо просить, молиться, а главное, не оставлять молитву ни на один день. Хотите, расскажу историю моей семьи?», предложила Катя, послушайте:
Моя бабушка ждала дедушку с фронта. У нее уже был ребенок, моя мама. Она беспокоилась о малышке, выкармливала, берегла. Вообще удивительно, где тогда матери брали силы? Как поднимали детей? Голодные, измученные войной, под бомбежками, в страхе. В висках стучит только одна мысль: «выжить!» И конечно, она переживала за мужа, ежесекундно представляла, как он там, на поле боя, в окопах, думает о них? Волнуется? Жив ли, ранен?
Дедушка служил в пехоте, участвовал в больших сражениях. Бабушка молилась, горячо, неистово. Просила Бога сохранить, защитить ее Алексея. И даже не был ранен. Сорок второй, сорок третий, сорок четвертый. Бабушка верила, знала, что Бог не оставит. А Бог как будто знал, что она не отступится в вере.
Дед Алексей дошел до Берлина. А бабушка, видя чудо, которое произошло с ее мужем, перестала молиться в мае 1945 года. Бойцы возвращались с фронта домой, она тоже ждала мужа. Все, конец войне. Сейчас они будут вместе! Но после официального Дня победы бои еще продолжались. Дедушка погиб 9 мая.
Эта история не о злом Боге, который наказал, нет. Она о том, что нельзя прерывать молитву. Пока бабушка несла этот духовный подвиг, ее муж был, как щитом, закрыт от пуль и снарядов. Она верила и знала, что по ее молитвам он вернется невредимым. Но потом показалось, что опасность миновала, и Бог, как бы, стал не нужен.
Я стала случайной свидетельницей этой горячей проповеди. Но все было, словно, для меня. История семьи Екатерины стала уроком.
Мы попрощались, а она все твердила и твердила вдогонку: «непрестанно молитесь, не оставляйте молитву! Господь милостив, поможет!»
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 210 зач., IV, 8-21.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Человек может не только развиваться, но и деградировать. Причём деградация может быть как интеллектуальной, так и нравственной, может она быть и духовной. Именно с духовным упадком галатийских христиан боролся апостол Павел в своём к ним послании. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 4-й главы Послания апостола Павла к Галатам. Давайте послушаем этот отрывок и обратим внимание на причины духовного оскудения адресатов Послания к галатам.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Из павловых посланий мы знаем, что у него была какая-то хроническая болезнь, о существе которой выдвигаются самые разные предположения. Нет особого смысла рассуждать о диагнозе апостола, нам важно лишь помнить об очевидном факте: любая болезнь затрудняет жизнь и делает труд человека менее эффективным. В только что прозвучавшем отрывке апостольского послания к галатам Павел снова упомянул свою болезнь, и написал, что он проповедовал в Галатии в первый раз в состоянии «немощи плоти». Однако эта немощь отнюдь не помешала людям услышать и должным образом воспринять апостольскую проповедь, и Павел хвалит христиан Галатии за такую отзывчивость.
В самом деле: больной проповедник редко бывает хорош, и трудно рассчитывать на успех его миссии там, где с ним ещё не знакомы. Немного тех людей, которые готовы обращать внимание не на внешнее, а на суть, и потому христиане Галатии действительно заслуживают похвалы. Эти люди обрели благодать Духа Святого благодаря проповеди больного на тот момент апостола, это стало выражением их веры, очевидным доказательством того, что только вера может привести человека ко спасению.
Увы, но в какой-то момент адресаты апостола Павла обо всем этом забыли. Пришедшие из Иерусалима проповедники внушили им, что одной веры недостаточно, что необходимы дела, но не дела любви, а дела исполнения ветхозаветного закона, поверив этим проповедникам, христиане Галатии начали свой путь духовной деградации, они начали отказываться от жизни по духу ради жизни по плоти, полагая, что такая жизнь может иметь хоть какой-то высший смысл.
Здесь мы видим, что далеко не всякая проповедь бывает полезной и спасительной. Далеко не все те, кто говорит убедительно, заслуживают доверия, а если верить каждому красноречивому оратору, то можно вместо духовного восхождения начать противоположный путь.
Как же быть? Как не ошибиться? Ответ очень прост, и его нам дал апостол Павел в 1-й главе Послания к галатам: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Апостольское учение — вот тот единственно верный духовный камертон, Церковь Христова в полной мере восприняла это учение, а потому лишь пребывание в единстве с Церковью способно помочь человеку избежать тех искушений, которым подверглись адресаты Послания апостола Павла к галатам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Византия и Древняя Русь — взаимное влияние». Дмитрий Казанцев
У нас в гостях был византинист Дмитрий Казанцев.
Разговор шел о взаимном влиянии и культур Византии и Древней Руси. Чем интересно это влияние и как прослеживается в различных областях, в частности в религиозной.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Поддержка отечественного кино». Федор Соснов
У нас в студии был исполнительный директор «Фонда Кино» Федор Соснов.
Мы говорили о государственной поддержке отечественного кинематографа, как развивается российское кино сегодня и насколько востребованы фильмы с христианскими смыслами.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова