К сожалению, стала замечать, что в последнее время мой младший сын Илья начал все чаще привирать. Раньше такое тоже бывало, но редко и неумело. Теперь же он стал обманывать постоянно: со вкусом, с чувством, с выдумкой. Естественно, ложь он использует в своих интересах: с выгодой. К примеру, я спрашиваю, сделал ли он домашнее задание в школе. Он отвечает, что всё выполнил, и начинает играть в планшет. А на следующий день получает двойку за несделанное задание по русскому языку. Утром может жаловаться, что болит живот, чтобы не идти в школу...
Сложно представить себе грех, более распространенный, чем ложь. Поэтому с ним нужно бороться особенно активно. Я должна была поговорить об этом с Ильей. Долго готовилась к этому разговору. И вот вчера я села около сына, заглянула ему в глаза. И попыталась объяснить, почему нельзя врать.
Я сказала ему, что «не лги» — это одна из основных Божьих заповедей, а отец лжи — сам сатана, по словам Христа. И с самого начала именно с помощью обмана дьявол привлекает людей ко греху. Поэтому нужно делать всё, от нас зависящее, чтобы не лгать: говорить только правду или молчать, если истину сказать невозможно по какой-то причине.
К тому же, сказала я Илье, кроме духовного вреда, ложь приносит человеку другой ущерб: в жизни его возникают различные проблемы и неудачи. Это только кажется, что враль справляется с трудностями с помощью умелой лжи. На самом деле, его страсть к обману рано или поздно начинает мешать ему жить. Ведь когда человек обманул несколько раз и остался безнаказанным, он приобретает навык вранья. И начинает врать все чаще и чаще. И если не покается вовремя, то запутается в паутине своей лжи: начинает сам в нее верить. Про такого человека говорят: «совсем заврался», когда он «на голубом глазу» рассказывает то, чего не было, и сам верит в свой обман. Такому человеку перестают доверять: с ним никто не хочет иметь дела. Никто не любит, когда его обманывают.
Я рассказала сыну историю из своего детства. Когда мне было 12 лет, летом родители отправили меня в пионерский лагерь. И там был мальчишка, мой ровесник, — замечательный враль. Он лгал искусно и изобретательно: был мастером проказ, но при этом так все подстраивал, что виноватыми в его пакостях оказывались другие. Сварил брагу из клубники, привезённой родителями, но подстроил все так, что наказали его друга. Кинул жвачку в волосы девочке, с которой конфликтовал: опять его друг оказался виноватым в глазах взрослых. Враль ещё и хвастался своей ловкостью в обмане: покровительственно хлопал по плечу своих приятелей и обещал научить своему лживому мастерству. И чувствовалось, что когда он врёт, не испытывает муки совести, или страха разоблачения, а наслаждается своим обманом и восторгается своей сообразительностью и умением надуть других.
Закончилось для враля все плохо. Мальчишки постарше поймали его на лжи, и им это совсем не понравилось: они его сильно избили и бросили в овраге. Если бы мимо проходящий вожатый не услышал его слабые стоны, неизвестно, чем бы дело кончилось: он мог бы остаться инвалидом или даже умереть. Он долго лежал в больнице, а когда выздоровел, забыл о своей страсти к обману.
Я очень надеюсь, что мне удалось объяснить сыну, чем опасна ложь, на этом примере. Конечно, это не первый и не последний разговор с ним на эту тему.
Святитель Николай Сербский писал: «С Богом нас разделяет ложь, и только ложь. Ложные мысли, ложные слова, ложные чувства, ложные желания — вот совокупность лжи, ведущая нас к небытию, иллюзиями богоотречению. С этой дороги нет возврата без тяжелого жизненного потрясения, пока человек, ослепнув, подобно Савлу, не падет на землю и пока Бог не поднимет его из пыли и немощи, и не вернет ему зрение».
Сказ о том, как Владимир Даль словарь составлял
Многие знают имя Владимира Ивановича Даля как составителя «Толкового словаря живого великорусского языка», а некоторые имеют эту книгу в своей библиотеке... Я же хочу рассказать пару историй о том, как Владимир Иванович свой словарь создавал. Начну с того, что Даль по первому образованию — морской офицер, мичман. Прослужив 6 лет на корабле, он решил сменить род деятельности и... — выучился на медика. Став хирургом, Владимир Даль участвовал в русско-турецкой войне 1828-29 годов в качестве полевого врача. И если мы с помощью фантазии перенесёмся в то время и в место его службы, то увидим удивительную картину: возле госпитального шатра стоит верблюд, навьюченный мешками. А в мешках — исписанные Владимиром Далем листки. Здесь, в этих свитках — настоящее сокровище: слова, пословицы, сказки и прибаутки, собранные военным врачом в беседах с простыми служаками. Очарованный с юности красотой и меткостью русской речи, общаясь с матросами и солдатами, Владимир Даль записывал забавные сюжеты и не знакомые ему русские слова. В пору врачебной службы его записи составляли уже немалый объем. Поэтому начальство и выделило ему для перевозки верблюда. Правда, Даль чуть не потерял все свои богатства, когда верблюд внезапно попал в плен к туркам. Но обошлось — казаки отбили. Так вот получилось, что гордый корабль пустыни возил на своём горбу бесценное русское слово.
В течение жизни Даль записывал не только слова, но и сказочные сюжеты. В итоге его увлечения появилась книга сказок. Будучи в Петербурге, с экземпляром этого издания Даль направился прямиком... Ну конечно, к Пушкину! Там, у поэта дома они и познакомились. Пушкин сказки похвалил. Но более всего восхитился он далевским собранием русских слов. Особенно понравилось Пушкину слово «выползина» — сброшенная змеиная шкурка. Так Александр Сергеевич впоследствии и стал в шутку называть свой сюртук. Именно Пушкин уговорил Даля составить словарь. Благодаря этой встрече мы можем держать в руках словарь Даля, погружаться в стихию живой русской речи того времени и пополнять свой лексикон интересными словами. Например, узнать, что такое «белендрясы» и «вавакать, «мимозыря» и «жиразоль».
Приятного чтения, друзья!
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Григорий Суров
В конце XIX-го — начале ХХ века врачи-офтальмологи, специалисты по глазным болезням, были в России на вес золота. Один из представителей этой редкой в то время специализации — Григорий Иванович Суров, окулист из Симбирской губернии — посвятил жизнь тому, чтобы сделать офтальмологию доступной для всех.
Уже в старших классах гимназии Григорий решил стать врачом. В 1881-м он успешно сдал вступительные экзамены на медицинский факультет Казанского университета. Первым местом работы Сурова была уездная больница в городе Спасске Казанской губернии. Там Григорий Иванович впервые обратил внимание, как широко распространены среди крестьян глазные болезни. У каждого второго пациента наблюдалась трахома — инфекционное заболевание, которое передаётся через предметы гигиены — например, полотенца, а распространителями являются мухи. Свои наблюдения и неутешительные выводы Суров записывал в дневник: «Эти болезни у нас в России распространены вследствие бедности, невежества, и малодоступной медицинской помощи». Офтальмологи, как уже говорилось, были в те годы большой редкостью. Поэтому Григорий Иванович решил специализироваться именно в этой области. За несколько лет работы в Спасской больнице он получил богатый практический опыт. Затем некоторое время Суров служил военным врачом. И опять же, занимался на этой должности преимущественно офтальмологией. В 1902-м он поступил в Петербургскую Военную Медицинскую академию — «для усовершенствования в медицинских науках по глазным болезням». Там с успехом защитил докторскую диссертацию.
А в 1906-м году Григорий Иванович вновь приехал в город Симбирск. Его назначили заведующим военного лазарета. Офтальмологического отделения в нём не было. И Суров его открыл. Сразу же к «глазному доктору» потянулся народ. «Главный контингент из страдающих болезнями глаз — крестьянство и необеспеченный рабочий люд», — отмечал Суров. С таких пациентов денег за лечение доктор не брал. Наоборот, помогал из собственного кармана — на лекарства, на изготовление очков. Вскоре Григорию Ивановичу удалось убедить местные власти выделить средства на глазной стационар в 50 коек. В 1911-м году стараниями Сурова в Симбирске открылась школа-приют для слепых детей.
А через несколько лет Россия стала Советской. Григорий Иванович не уехал за рубеж. Остался служить своей стране. В те годы о деятельном докторе нередко упоминали в прессе. Вот, например, как в 1923-м описывала его работу симбирская газета «Красный путь»: «Летом в разных районах губернии можно было увидеть фургон, в котором ехал доктор Суров. Он ездил обследовать сельское население. Оказывая помощь, он переезжал из села в село». После таких поездок и работы в госпитале, Суров принимал пациентов ещё и на дому, по вечерам. Симбирский учитель Алексей Ястребов в своих воспоминаниях писал: «Проходя по Беляевскому переулку, я вижу дом. И знаю: вечером у этого дома будет толпиться народ, потому что здесь живет замечательный врач, друг народа Григорий Иванович Суров».
Простой народ искренне любил своего доктора. Когда в 1920-м году большевики осудили Сурова и приговорили к году тюрьмы за то, что он взял на работу в госпиталь бывшего белогвардейского офицера — нищего больного старика, горожане встали на его защиту. Испугавшись волнений, власти восстановили доктора в правах. Впоследствии Григорий Иванович получил высокое государственное признание: в 1943-м году ему было присвоено звание Заслуженного врача РСФСР, а в победном 1945-м — орден Трудового Красного Знамени. Но не ради наград трудился доктор Суров. Однажды в своём дневнике он написал: «Я смотрю в мир глазами тысяч людей, которым помог избавиться от страданий».
Все выпуски программы Жизнь как служение
21 ноября. О пшенице и плевелах
В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы».
О пшенице и плевелах, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.