Турецкое ущелье – это в Абхазии, недалеко от Пицунды. Там высокие горы, яркое солнце, там растут киви, мандарины и алыча. А в домике на самом берегу моря живёт писательница Наталья Сухинина. Едва наступает лето, как в её гостеприимном доме с часовенкой собираются друзья, знакомые, а часто и незнакомые люди. И каждая встреча несёт в себе что-то особенное. Что-то, о чём очень писательнице давно уже хотелось рассказать другим. И вот, наконец-то Наталья Сухинина сделала это – опубликовала в своей книге под названием «Благодарю тебя. Записки из ущелья» небольшие житейские и, на первый взгляд, простенькие истории из жизни на морском берегу.
Однако читателей, которым книги Натальи давно уже полюбились, не проведёшь: у Сухининой «просто» всегда значит «мудро». Несмотря на то, что её произведения в какой-то степени можно отнести к лёгкому жанру, ни одно из них не выросло на пустом месте. Так что писательница явно поскромничала, заявив в предисловии к книге, что в её историях нет острого сюжета или закрученной фабулы. Может, и нет, но мы-то знаем, что в произведениях Натальи Сухининой это совсем не главное!
А главное в её книге «Благодарю тебя. Записки из ущелья» - умение в самых бытовых ситуациях увидеть значимый смысл и чему-то в них научиться. Например, быть благодарной Богу за каждый прожитый день. За то, что в саду поспела сладкая слива-мушмула, а ночью светлячки зажигают свои фонарики. За то, что Господь посылает на пути людей, после встречи с которыми просто хочется жить. Таких, например, как герой рассказа «А я волю люблю» - инвалид и бывший дальнобойщик Владимир. Он давно уже передвигается на костылях, но не сдаётся, и каждый год один на машине едет к морю.
Словом – уметь радоваться обыкновенной жизни. Хотя, как считает писательница, обыкновенных жизней вообще не бывает. Каждая – уникальная, и о каждой Господь имеет своё попечение. Как, например, о герое потрясающего до глубины души рассказ «Верую!», неизлечимо больном соседе Натальи, пожелавшем принять крещение. И хотя священника в тот момент пригласить было неоткуда, Наталья почему-то твёрдо пообещала соседу, что найдёт батюшку. И через два дня на пороге её дома нежданно-негаданно появился отдыхающий, который искал жильё. У него была длинная борода. Звали Его отец Илья…
Все эти интересные, смешные, порой невероятные, но правдивые истории – и есть своеобразная благодарность писательницы. Друзьям – за то, что рядом. Читателям – за то, что понимают. Богу – за каждое мгновение жизни. И хочется вслед за Натальей Сухининой искренне сказать «Благодарю тебя!», прочитав её «Записки из ущелья».
23 июня. О духовных плодах

В 7-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Да приносим плод Богу».
О духовных плодах — протоиерей Константин Харитонов.
Когда Господь увидел бесплодную смоковницу и проклял её, то этим показал, что так же будет отвергнут всякий человек, не приносящий плод.
Но какой Господь ждёт у нас плод? Плод духовный есть мир, радость, любовь, благотерпение. То есть мы должны стяжать в себе добродетели. Добродетели — это такие внутренние черты характера человека, которые делают его подобным Богу.
Ибо Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом, Богом по благодати. Но для того, чтобы раскрыть в себе это подобие, эту заданность, которая нам дана при сотворении человека, мы должны раскрывать в себе именно эти плоды духовные: любовь, смирение, кротость, воздержание, терпение, милосердие — всё это делает нас не просто добрыми и хорошими.
Это нас уподобляет Богу, это нас возвеличивает и делает нас богами по благодати. Чего и хочет Господь: «Будьте святы, ибо Я свят», — говорит Господь. И мы должны понимать свою великую ответственность.
Конечно, без Бога это невозможно: ни один плод принести, ни что-либо стяжать, ни что-либо совершить. Поэтому нужно призывать Бога на помощь и совершать своё восхождение к Богу, преобразуя себя, созидая себя в плодах духовных.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 июня. О сибирских святых

Сегодня 23 июня. Собор святых Тобольской митрополии.
О сибирских святых — протоиерей Игорь Филяновский.
С присоединением Сибири к России началась история Тобольско-Сибирской епархии. Она была учреждена в 1620 году как архиепископия, а затем была преобразована в митрополию. Тобольск стал кафедральным городом и духовным центром миссионерского просвещения Сибири. Впоследствии были образованы и другие сибирские епархии.
В самом начале своей истории Тобольская епархия имела в лике святых святого праведника-мученика Василия Мангазейского. В последующее время Господь явил здесь множество других подвижников веры и благочестия, прославивших землю сибирскую своими трудами на благо Церкви и Отечества. Среди них митрополиты Тобольские Иоанн Максимович и Филофей, святитель-архиепископ Нектарий, священномученик епископ Тобольский Герман, священномученики-пресвитеры Николай Пятницкий и Петр Карелин и другие исповедники.
В 1984 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в связи с подготовкой к празднованию Тысячелетия Крещения Руси было установлено празднование в честь Собора Сибирских Святых, Собора Святых Тобольской Митрополии, которое определено совершать 23 июня, в день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири чудотворца.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 июня. О святых, просиявших на рязанской земле

Сегодня 23 июня. Собор рязанских святых.
О святых, просиявших на рязанской земле — игумен Лука (Степанов).
Список святых земли Рязанской включает в себя 130 подвижников благочестия, разными видами святости прославивших Господа. И благоверные князья, и мученики, и блаженные, и Христа ради юродивые.
Этот список потому столь многочисленный, что и Рязанская земля была велика, включала в себя и нынешние Муромскую, и Тамбовскую, и Подмосковную земли. И теперь границы её сжались, но почитание тех святых, которые некогда именовались рязанскими, остаётся.
Для меня особенно дорога память преподобномученика Филарета Пронского, одного из иеромонахов нашего Пронского монастыря. В дни гонений, в годы лихолетья, он, расположив чудотворный список с иконы Споручницы грешных в храме села Срезнево, там сумел создать целый подпольный монастырь. Предание говорит о 150 монашеских постригах, им совершённых в эти тяжелые времена, предвоенные времена. А сам он закончил свою исповедническую жизнь в 1942 году в одном из кемеровских лагерей.
Все выпуски программы Актуальная тема