В Бобровском районе Воронежской области, в селе под названием Хреновое, есть приют для бездомных людей. Его открыл в 2007 году священник Алексей Ботвинков, настоятель Свято-Митрофановского храма, что в соседнем селе Слобода. На сайте «Православие.ру» я узнала и о том, что в 2017-м отец Алексей стал победителем Всероссийского конкурса помощи бездомным имени Надежды Монетовой. Этот конкурс учреждён Синодальным отделом по благотворительности в 2013 году.
Когда-то люди с улицы ютились у отца Алексея дома, а сегодня приют занимает двухэтажное кирпичное здание на 120 мест! На первом этаже живут постояльцы. Среди них — инвалиды, бывшие заключённые и люди, имевшие в прошлом алкогольную или наркотическую зависимость. Есть в приюте и старики, ставшие одинокими при живых детях. У каждого — своя непростая история, говорит отец Алексей: «Иногда не могу уснуть от переживаний за них, часто плачу в такие моменты». Священник уверен: кто-то должен ими заниматься, и сам второй десяток лет несёт этот крест. Ему помогают восемь сотрудниц, чьи комнаты расположены на втором этаже здания.
Протоиерей Алексей Ботвинков удивляется, когда в больнице или полиции его подопечных называют бомжами. Мол, какие это бомжи? У них уже есть и прописка, и медицинская книжка! Средний возраст — 50 лет, самому старшему — почти 90. Режим для всех одинаковый, оптимальный для здоровья: в семь часов утра — подъём, питание — трёхразовое, после обеда для желающих — дневной сон, после ужина — просмотр телепередач и отбой. Перед завтраком отец Алексей читает с жильцами молитвы, рассказывает о православной вере; по воскресеньям все вместе ходят на службы в храм, ездят на экскурсии по святым местам.
Большинство постояльцев по мере сил помогают по хозяйству: наводят порядок в доме и во дворе, покупают продукты, возделывают огород, ухаживают за домашними животными. Отец Алексей радуется, что поголовье свиней в приюте уже перевалило за сотню! Кроме этого, по его словам, помогают выживать пожертвования меценатов, президентские гранты и фонд «Православная инициатива».
Очень приятно сознавать, что благодаря отцу Алексею бездомная жизнь для многих людей остаётся в прошлом! Настоятель Свято-Митрофановского храма окормляет и опекает обителей приюта, потому что знает: предназначение каждого из нас — жить во благо и помогать ближнему!
Все выпуски программы Живут такие люди
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 210 зач., IV, 8-21.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Человек может не только развиваться, но и деградировать. Причём деградация может быть как интеллектуальной, так и нравственной, может она быть и духовной. Именно с духовным упадком галатийских христиан боролся апостол Павел в своём к ним послании. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 4-й главы Послания апостола Павла к Галатам. Давайте послушаем этот отрывок и обратим внимание на причины духовного оскудения адресатов Послания к галатам.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Из павловых посланий мы знаем, что у него была какая-то хроническая болезнь, о существе которой выдвигаются самые разные предположения. Нет особого смысла рассуждать о диагнозе апостола, нам важно лишь помнить об очевидном факте: любая болезнь затрудняет жизнь и делает труд человека менее эффективным. В только что прозвучавшем отрывке апостольского послания к галатам Павел снова упомянул свою болезнь, и написал, что он проповедовал в Галатии в первый раз в состоянии «немощи плоти». Однако эта немощь отнюдь не помешала людям услышать и должным образом воспринять апостольскую проповедь, и Павел хвалит христиан Галатии за такую отзывчивость.
В самом деле: больной проповедник редко бывает хорош, и трудно рассчитывать на успех его миссии там, где с ним ещё не знакомы. Немного тех людей, которые готовы обращать внимание не на внешнее, а на суть, и потому христиане Галатии действительно заслуживают похвалы. Эти люди обрели благодать Духа Святого благодаря проповеди больного на тот момент апостола, это стало выражением их веры, очевидным доказательством того, что только вера может привести человека ко спасению.
Увы, но в какой-то момент адресаты апостола Павла обо всем этом забыли. Пришедшие из Иерусалима проповедники внушили им, что одной веры недостаточно, что необходимы дела, но не дела любви, а дела исполнения ветхозаветного закона, поверив этим проповедникам, христиане Галатии начали свой путь духовной деградации, они начали отказываться от жизни по духу ради жизни по плоти, полагая, что такая жизнь может иметь хоть какой-то высший смысл.
Здесь мы видим, что далеко не всякая проповедь бывает полезной и спасительной. Далеко не все те, кто говорит убедительно, заслуживают доверия, а если верить каждому красноречивому оратору, то можно вместо духовного восхождения начать противоположный путь.
Как же быть? Как не ошибиться? Ответ очень прост, и его нам дал апостол Павел в 1-й главе Послания к галатам: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Апостольское учение — вот тот единственно верный духовный камертон, Церковь Христова в полной мере восприняла это учение, а потому лишь пребывание в единстве с Церковью способно помочь человеку избежать тех искушений, которым подверглись адресаты Послания апостола Павла к галатам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Византия и Древняя Русь — взаимное влияние». Дмитрий Казанцев
У нас в гостях был византинист Дмитрий Казанцев.
Разговор шел о взаимном влиянии и культур Византии и Древней Руси. Чем интересно это влияние и как прослеживается в различных областях, в частности в религиозной.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Поддержка отечественного кино». Федор Соснов
У нас в студии был исполнительный директор «Фонда Кино» Федор Соснов.
Мы говорили о государственной поддержке отечественного кинематографа, как развивается российское кино сегодня и насколько востребованы фильмы с христианскими смыслами.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова