Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Светлый вечер

«Наставления святого Серафима Саровского». Священник Валерий Духанин

«Наставления святого Серафима Саровского». Священник Валерий Духанин


Наш гость — писатель, кандидат богословия, клирик Николо-Угрешской семинарии священник Валерий Духанин.

Накануне дня памяти преподобного Серафима Саровского разговор шел о наставлениях этого святого и насколько их можно воплотить в жизнь современному христианину.

Ведущий: Александр Ананьев


Александр Ананьев 

— Вопросов неофита много, а ответы, ответы всегда у тех золотых людей, которые приходят в студию Радио Веры на Андриевской набережной. Здравствуйте, друзья, добрый вечер! С наступающим праздником! Меня зовут Александр Ананьев, и сегодня у меня в гостях наш замечательный гость из благословенного края. Из края, где помнят великих старцев. Из края, где проводят дни в посте и молитве. Из края, где красиво, тепло, и туда всегда хочется. Клирик Николо-Угрешской семинарии, что в окрестностях...

Свящ.Валерий Духанин 

— Я сразу поясню, ну, прежде всего, здравствуйте, конечно. Добрый вечер. Поясню, что Николо-Угрешская семинария, она, конечно, далеко находится от места моего постоянного жительства. Это Николо-Угрешская, это всё-таки юг Москвы. Но мы непосредственно живём рядом со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой, и именно там наше сердце духовной жизни, так скажем. Хотя Николо-Угрешский монастырь духовно был именно связан со Свято-Троицким монастырем в свое время, и оттуда пришли первые, были первые настоятели, да и первые монахи.

Александр Ананьев 

— Вот. Свято-Троицкая Сергиева Лавра— это место, куда всегда хочется. Вот. Зима, осень, лето, весна. Я не знаю, в какое время года там лучше. Священник Валерий Духанин, думаю, что вы узнали его по голосу. Отец Валерий очень часто, слава богу, находит, несмотря на свою загрузку... Сколько книг уже вышло из-под вашего пера?

Свящ.Валерий Духанин

 — Я уже что-то перестал считать.

Александр Ананьев 

— Вот, слова истинного писателя. Я перестал считать, сколько вышло у меня книг. Священник Валерий Духанин. И сегодня, 31 июля, накануне Дня памяти преподобного Серафима Саровского. Между прочим, у нас с Аллой Сергеевной, это большой день, потому что Протоиерей Игорь Фомин благословил нас венчаться ,в свое время ,именно на 1 августа, вот, в день памяти Серафима Саровского, так что у нас даже дома одна из самых чтимых икон, это икона батюшки Серафима, датированная 1908 годом.

Свящ.Валерий Духанин

 — О, вот это да!

Александр Ананьев 

— Тем самым годом, когда был канонизирован батюшка Серафим. То есть это фактически первая такая серийная икона. Она была, конечно, отпечатана тем способом, который был принят тогда, но по дате это вот первая серия буквально.

Свящ.Валерий Духанин 

— Ну это прям благословение вам от самого преподобного Серафима Саровского. И, конечно, в этом тоже есть какой-то промысл Божий, когда люди какими-то неисповедимыми судьбами встречают на своем жизненном пути преподобного Серафима, то это значит, что и заветы преподобного Серафима тоже должны быть значимы для таких людей. Я почему говорю? Дело в том, что в моей жизни, ну я вот раньше-то вам об этом не говорил, а сейчас вот приоткрою. На самом деле преподобный Серафим, он на первых таких вот моих шагах в церкви, духовных шагах, он именно сыграл, наверное, основную роль, потому что это было первое житие, вообще первое житие святых, которое я прочитал, именно житие преподобного Серафима Саровского. И затем вот его беседа знаменитая с Мотовиловым о цели христианской жизни, то, что вообще вот просто что-то перевернуло в душе, о том, что главное, что второстепенное, к чему стремиться, чего, может быть, не так вот желать.

Александр Ананьев 

— Любые наставления необходимо понимать и воспринимать в историческом контексте. Насколько изменился исторический контекст, не мне вам рассказывать. Земля и небо, люди другие, время другое, темп другой, условия другие, искушения другие, всё другое. А наставления потеряли свою актуальность? Или, скажем так, их надо как-то иначе понимать, чем тогда?

Свящ.Валерий Духанин

 — Наставления, наверное, приобрели еще более важное значение, еще более острую такую востребованность. Почему? Потому что во время преподобного Серафима Саровского все-таки много было людей еще таких исконно православных, у которых воцерковленность она в крови находится. Ну вообще вот жизнь-то его это же 18-19 века. И несмотря на те тоже, может быть, тенденции, которые через Петровские реформы, они немножко такие вот либерально-прозападные где-то были, но они, конечно, полезные, но ряд был полезных реформ, но в то же время приходили веяния Запада, и часть общества, она отходила от такой вот воцерковленности, но все-таки основные, основные массы нашего народа, они жили неразрывно от церкви. Это ведь не 1860-е, когда пошел уже атеизм распространяться, нигилизм, точнее, нигилизм, да, и вот эти тоже веяния такие более либеральные, то, что описывал Достоевский, и пытался как бы вскрыть нарыв вот этот общества. А время жизни преподобного Серафима еще было много людей воцерковленных, но тоже кто-то унывал, кто-то скорбел, кто-то не видел смысла в происходящем, в попускаемых бедах своей жизни, и нужны были наставления старцев. Вот Господь подавал таких старцев, как преподобный Серафим, поэтому тогда преподобный Серафим, он находился, может быть, в общей такой святоотеческой традиции, его наставления, они более легко укладывались. Сейчас, с одной стороны, мы в отрыве от той традиции, но зато когда мы... Из этого что следует? Что если мы в целом берём книгу, его наставлений, то местами её тяжеловато читать. То есть в XIX веке было читать легче. Но когда мы берём отдельные цитаты, то они, ну, просто могут быть как такой взрыв для сознания, что оказывается вот он ответ на мои вопросы, то что я может быть долго искал, никак не мог найти, а именно это способно решить основные проблемы и моей семейной жизни, и вообще моей личной жизни.

Александр Ананьев 

— Но на самом деле очень часто вот наставления Серафима Саровского мною воспринимаются как такой, явно не упрёк, да, но, по крайней мере, повод задуматься. «Не должно, — говорит батюшка, — без нужды другому открывать сердце своего. Из тысячи можно найти только одного, который сохранил бы твою тайну». И далее. «Надобно содержать в памяти слово Господне, не пометайте бисер ваших перед свиньями, да не попрут их ногами своими и вращающиеся расторгнут вы. А потому всеми мерами должно стараться скрывать в себе сокровища дарования. И тут мы такие с отцом Валерием сидим на радио и так на весь мир делимся, так сказать, своими, ну в моем случае не знаниями, но вопросами, а знаниями делитесь вы.

Свящ.Валерий Духанин 

— На самом деле слова, которые вы процитировали, я очень рад, что вы их нашли. Видимо, они все-таки где-то зацепили вас. Они не про наши радиопередачи, а про такое личное наше сокровенное общение, когда вокруг нас множество людей. Кого-то мы поначалу можем воспринимать, что он может быть опорой, другом, единомышленным, и начинаем все выкладывать ему. А в какой-то момент он вдруг это использует против нас, может сделать нам подножку, может нанести нам предательский удар. И поэтому преподобный Серафим предостерегает, что ты без нужды поначалу не открывай себя перед всеми, иначе то, что у тебя на душе, это драгоценный бисер, оно будет попираем, этот бисер будет попираем, ну, действительно, как свиньями какими-то, которые только хрюкают, живут в нечистоте, и, в общем, ничего хорошего из этого не получится. То есть будь аккуратен в поиске друзей, и будь осторожен в раскрытии своего сердца перед другими людьми. И раскрывать своё сердце надо перед теми, с кем действительно складывается уже такое глубокое единодушие, единомыслие. И отверзение твоего сердца этому человеку, оно обернётся действительно утешением со стороны его. И советом, который тебя поддержит, а не надломит окончательно твою душу. Вот об этом речь.

Александр Ананьев 

— А давайте с вами попробуем предположить, а что бы батюшка Серафим сказал о радиостанциях, о телеканалах, о мессенджерах, блогах, лентах новостей. Вот зная все его наставления, какими бы они были сейчас?

Свящ.Валерий Духанин

 — Ну, наверное, сказал бы, что ты не расплескивай то, что у тебя есть внутри.

Александр Ананьев

 — Не пиши, молчи, не ходи, не говори.

Свящ.Валерий Духанин 

— Нет, ну, в то же время он ведь как говорил, что ум человека должен быть начитан в Священном Писании и плавать в словах Священного Писания, как в реке, то есть погружаться в Священное Писание. И я хочу немножко, может быть, поддержать вот тех наших православных пользователей интернет, которые наводнили интернет цитатами из Священного Писания, наводнили цитатами и Святых Отцов, и того же самого преподобного Серафима Саровского.

Александр Ананьев 

— И портят настроение каждый раз, когда православный праздник, вот этими вот открытками, вот этими вот пестрыми вот этими вот открытками, которые вот просто расстраивают меня. Не хорошо так.

Свящ.Валерий Духанин 

— Ну, мне тоже, честно признаюсь, мне открытки тоже не очень уже нравятся, потому что их приходит просто огромное множество.

Александр Ананьев 

— И ведь не поблагодарить тоже неправильно, ведь, да? Там ведь всё-таки какие-то сакральные образы на этих открытках.

Свящ.Валерий Духанин

 — В то же время люди шлют открытку, и она уже как такой заезженный способ просто вот что-то там отослал, да? А реально личного сердечного общения тут не так много.

Александр Ананьев 

— Духовный спам. Отправь эту открытку десяти незнакомым людям, и будет тебе Царствие Небесное.

Свящ.Валерий Духанин 

— Да, но я-то говорю про другое, про то, что все-таки встречаются неплохие достаточно цитаты. Но признаюсь так, что я специально, конечно, не сижу в социальных сетях, даже просто времени нет, и понимаю, что уже это совсем не то, оно немножко опустошает душу. Хотя сам публикую свои материалы, размещаю беседы, статьи, публикации свои, какие-то заметки короткие там пишу. Но иногда бывает так раз вдруг, и останавливаешься тоже взором на цитату из Святых Отцов, и она вдруг что-то вот задевает в сердце и даёт тоже какой-то ответ. Не нужно говорить, что всё, что там в социальных сетях, в интернете, это какое-то абсолютное зло, просто это новая форма коммуникации возникла, новая форма такого вот виртуального общения, поскольку возник этот виртуальный мир.

Александр Ананьев 

— Ой, коммуникация ли, отец мой? Коммуникация — это когда два человека друг друга понимают. А как часто вы сталкивались с тем, что в интернете все раз и друг друга поняли? Вас же там задушить все готовы.

Свящ.Валерий Духанин 

— Ну, признаюсь, да, конечно, это есть, но в то же время люди, почему вот наши даже православные туда кинулись, а из-за нехватки живого общения, из-за нехватки живого общения духовников на всех не хватает, старцев тоже не хватает.

Александр Ананьев 

— А есть старцы вообще?

Свящ.Валерий Духанин 

— Ну старцы, конечно, есть, но они себя не рекламируют как раз, особо они себя не пропагандируют, поэтому про них не очень много мы знаем. А в душе есть такая потребность, чтобы все-таки были духовники, старцы, подвижники благочестия, в наставлениях которых мы можем черпать себе пищу. Поэтому люди невольно сами начинают вот из книг, из святоотеческих книг, выбирать то, что затронуло сердце и это размещать в интернете.

Александр Ананьев 

— Клирик Николо-Угрешской семинарии, священник Валерий Духанин сегодня в гостях в программе «Вопросы Неофита». Я, Александр Ананьев, говорим сегодня... Ну, так, мы задали тему довольно широко, наставления батюшки Серафима Саровского, но на самом деле мне бы хотелось сузить тему до одного его, пожалуй, самого известного, самого знакового, самого важного и, тыдыщ, самого непонятного наставления. «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся» — сказано великолепно, красиво, лаконично, ёмко, но ни одно слово непонятно. Стяжи, дух мирен, и с какой стати то, что сделаю я, спасет тысячи вокруг меня. Я же не Спаситель. Все что я могу за свою земную жизнь — ну это максимум попытаться протянуть свою немощную руку навстречу руке Спасителю, который вот мне сверху такой протягивает и говорит: " Иди я тебя спасу." И весь вопрос в том, протяну ли я свою руку, ну как это поможет спастись окружающим? Не совсем понятно. Давайте с вами попытаемся разобраться, что же значит — «стяжи дух мирен...», и самое главное, вот в контексте нашего начала беседы, как это соотносится с очень понятными, очень правильными словами батюшки Серафима о том, что для сохранения внутреннего человека надо бы удержать язык от многословия, «муж же мудр безмолвие вводит», ( Притчи Соломона 11-12 глава) да? «Иже хранит своя уста, соблюдает свою душу». То есть молчи, не раскидывай вот эти свои слова вокруг. А если молчи, не раскидывай слова вокруг, молча и не раскидывая слова вокруг, то как спасутся тысячи вокруг меня? Понимаете? То есть вот всё непонятно, да? То есть красиво? Да! Применимо? Нет! Или применимо, но я чего-то не понимаю. Очевидно, не понимаю. «Стяжи дух мирен». Что такое «дух мирен»?

Свящ.Валерий Духанин

 — «Стяжи дух мирен», если по-простому сказать, это приобретение мирного устроения, не бурного, бурного, взрывного, когда ты всюду выплёскиваешь своё недовольство, когда в тебе кипит, вот как вода, знаете, кипит, там всё клокочет, клокочет. И мы знаем, что мы и сами иногда такими становимся, и других мы наблюдаем, и на самом деле рядом с ними не хочется находиться в эту минуту, когда ты видишь, что там все вот эти эмоции, неприятие, неприязнь, он сейчас вот это выплеснет, и под руку ты попадешься ему. И вот это немирное устроение, оно отталкивает. Как же рядом с таким человеком будет кто-то спасаться, если все готовы от него наутёк бежать, лишь бы скрыться от этой немирности. То есть «стяжи дух мирен», значит приобрети мирное устроение. «Дух» в данном случае — это устроение твоей души, настрой внутренний твоей души. А то, что тысячи вокруг тебя спасутся, преподобный Серафим говорит не о цели нашей, что вот мы должны кинуться, вот как некоторые сектанты, они все ходят, ходят там, навязчиво предлагают, ну сейчас уже, конечно, законодательно их запретили, уже так не ходят, но когда-то ходили, предлагали, зазывали к себе, там, какие-то совали буклеты, и они думают, что вот этого цель и смысл. Нет. То есть мы отвечаем прежде всего за свое собственное сердце, за свою собственную душу. Но когда начинает спасаться душа отдельно взятого человека, то это ведь что означает? Что человек приближается к Господу или Господь приближается к его душе. И в душе такого человека начинает сиять что-то светлое, чистое, доброе, мирное. И другие люди, они невольно начинают к нему располагаться, даже если они еще особо ничего про него не знают. Ну такое бывает, знаете, когда ты вдруг... Ну я просто вспомнил, как отца Кирилла, как я вот видел, когда в первый раз приехал в Лавру, архимандрит Кирилл Павлов. И ряд других, кстати, лаврских духовников. Вот, когда с отцом Кириллом ты находился, то ты как будто в раю. Хотя он не очень много говорил, на самом деле, он не предлагал каких-то навязчивых наставлений, не читал длинных проповедей, никакой не было морализации, очень простое было общение. Но при этом каждое слово его сопровождалось такой любовью и добротой и теплом сердечным! Это было не столько человеческой какая-то доброта, бывают люди более жесткие, более мягкие. Нет. Здесь уже что-то от благодати Божией.

Александр Ананьев 

— Вот. Я как раз хотел спросить: «дух мирен» — это Святой Дух?

Свящ.Валерий Духанин 

— Это то, что привносит в душу человека Святой Дух. Поэтому цитаты преподобного Серафима «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся», она на самом деле созвучна с другими его высказываниями о том, что цель христианской жизни есть стяжание Духа Святаго Божьего. И он еще говорил, что когда Святой Дух осеняет душу человеческую, то тогда душа и обретает мирный дух.

Александр Ананьев 

— Когда Святой Дух осеняет душу человеческую. Ничего от души человеческой не зависит в данной ситуации? Вот будет на то воля Бога- осенить душу человека, значит, сможет он стяжать «дух мирен». А не будет, значит, не сможет. Я много раз сталкивался с утверждением, что человек приходит в храм не по собственной воле. Никогда не по собственной воле. Он приходит в храм лишь тогда, когда его призывает Господь. Даже если человек считает, что он решил пойти в храм, он собрался пойти в храм, и он пошел в храм. Нет, это Господь его призвал, и он пришел. Мог не призвать, мог призвать. Призывает не всех, призывает только тех, кому суждено стать той самой «солью земли», а соли ее всегда мало. Лишь избранные приходят в храм. Это вот моя логика, да, которую я понимаю и принимаю. Но вывод из этого очень простой. От нас, по большому счету, ничего не зависит. Мы должны быть послушными сначала рабами, потом слугами, потом детьми Божьими. В зависимости от того, кто, насколько сможет вырасти и подняться. Но говорить о том, что я сейчас напрягусь, обложусь книгами, уволюсь с трёх работ, чтобы чаще ходить в храм. И вот сейчас как «стяжу дух мирен»! Это глупость, самомнение и гордыня. Не сможешь ты сам «стяжать дух мирен».

Свящ.Валерий Духанин 

— Можно сказать, что всё, что вы сейчас произнесли, это центральное высказывание всей нашей передачи.

Александр Ананьев 

— Я уж боялся, что вы скажете, что это ерунда.

Свящ.Валерий Духанин 

— Нет. Вы высказали действительно самое главное. Ну, единственное, я, может быть, что добавлю, что всё-таки в каком-то смысле Господь, Он всех призывает. Всех призывает, и просто мы не замечаем этого. Ведь каждый человек — это чадо Божие. Если Господь дал человеку бытие, то уже для него приготовил и обитель в раю. А чтобы прийти в райскую обитель, надо все-таки тоже как-то к Богу обращаться. И Господь, кому-то через болезни, кому-то там какие-то вот неудачи, жизненные скорби. Ну, я даже встречал таких людей, у которых наоборот что-то счастливое случилось в жизни, и они вдруг говорят: «О, так это значит вот и есть Господь Бог, который мне подал это». Они смогли правильно принять и понять то, что у них случилось. То есть кто-то даже через радость приходит. Кто как. Кто-то через общение с человеком, уже стяжавшим Святого Духа. По-разному. Но Господь призывает всех, а дальше там уже кто-то откликается, кто-то пока не откликается, может быть, он на пороге смерти откликнется. Кто как, но действительно, вот в чем вы совершенно точно правы, то, что невозможно некой самонастройкой, такой психологической самонастройкой, стяжать дух мирен. Да, можно какие-то приемы употреблять, можно преодолевать в себе раздражение.

Александр Ананьев 

— Вычитывать правила.

Свящ.Валерий Духанин 

— Да, или вот такие аскетические усилия...

Александр Ананьев 

— Не есть сосиски.

Свящ.Валерий Духанин 

— Сам ты не сможешь стать «облагодатствованным» человеком, это только Божий дар. И когда вот благодать Божия посещает тебя, ну, может быть, каждый христианин действительно вспомнит такой момент. Что он был в его жизни, когда именно благодать Божия коснулась и просветила, и что-то открыло такому человеку. Вот я просто помню, когда я только-только крестился, я же из семьи был вообще неверующий абсолютно. И так вот мы пошли за компанию, сам не знаю для чего. Но во время крещения, мне было 13 лет, и точно открывается присутствие Божие Явно, что Господь Бог, Он есть. До этого я сомневался, я думал, что Бога-то нет. Я же Его не вижу, ни в чем я его не наблюдаю. То здесь вот как будто открылись глаза. И при этом такая радость, свет в душе, в сердце родились, что это не сравнить ни с чем. Радость, свет, переживание какого-то удивительного счастья, блаженства, это где-то целый год потом держалось. Ну так Господь прикоснулся и дальше уже повел. И у каждого это может быть по-своему. Но действительно не потому, что ты сам это сделал. Не потому, что ты совершил какие-то невероятные усилия, и вот как итог твоих личных трудов... Нет. Это Господь подает. Но труды, они нужны для чего? Для того, чтобы мы не препятствовали Богу преображать нашу душу, так скажем. Потому что труды, они нужны для чего? Для того, чтобы отсекать грехи, которые нашу душу затемняют, стараться всё-таки противодействовать страстям, которые как в тёмный кокон помещают нашу душу, да, и такая душа, она, конечно, вряд ли что-то сможет прозреть, увидеть, созерцать, какой уж тут Божий свет.

Александр Ананьев 

— Дух мирен, относителен или абсолютен?

Свящ.Валерий Духанин 

— Ну у вас прям философские такие пошли категории. Относителен, абсолютен...

Александр Ананьев 

— Посмотрите, святой — он же не немножко святой, да? Если святой, то святой.

Свящ.Валерий Духанин

 — Ну, конечно.

Александр Ананьев 

— То есть там нету такого вот... Это, знаете, как офицер. Если человек офицер, то он офицер. Если он святой, то он святой. Если ты стяжал дух миренный, значит, стяжал.

Свящ.Валерий Духанин

 — Если человек от Божьей благодати обрёл мирный дух, то это кардинальным образом уже сказывается на его жизни. Обычно в семье из-за чего проблемы бывают? Из-за того, что люди утрачивают и мирный дух, и живут по своим страстям. Понимаете? А также проблемы между людьми, которые выполняют какие-то профессиональные задачи, и начинают выпирать свои личные страсти. Там гордыня, зависть, соперничество, когда хочется кого-то там вытеснить, ну понимаете, все вот это грызня, которая идет. Но когда человек обретает от благодати Божией мирный дух, то в его жизни кардинально все меняется.

Александр Ананьев 

— Есть у меня, дорогой отец Валерий, предположение, что стяжать дух мирен человеку нереально. Об этом мы поговорим через минуту полезной информации на Радио Вера. Надеюсь, что этой минуты вам хватит, чтобы заварить себе еще чашку чая и вернуться к продолжению нашего разговора.

Александр Ананьев

 — Вопросы Неофита на Радио Вера .Накануне Дня памяти одного из самых почитаемых, самых любимых, самых теплых русских святых. Дня памяти преподобного Серафима Саровского, которого не иначе как батюшка Серафимом не зовут, наверное. Мы вместе с моим сегодняшним гостем, клириком Николо-Угрешской семинарии, священником Валерием Духаниным, пытаемся понять, что же значит такое стяжать дух мирен, чтобы тысячи вокруг нас спаслись. И вообще, разве цель моей жизни сделать так, чтобы тысячи вокруг меня спаслись? Нет, цель моей жизни самому спастись. А получается, что батюшка им как-то говорит, твоя цель, Александр, дорогой, спасти тысячи вокруг себя. Что странно. Несколько минут назад я имел наглость заявить, что сие невозможно, стяжать дух мирен. Почему я так подумал? Потому что дух мирен, вот когда там говорят «мир вам», да, и Христос там приходит к апостолам и говорит «мир вам», это же не означает «не деритесь, не ссорьтесь, друзья мои, живите радостно и делитесь друг с другом хлебом. Нет. Мир — это не совсем точный перевод того, что сказал Спаситель. А мир в значении том, в котором сказал об этом Христос, это то, что называется разными словами на разных языках. Самое понятное — это «шалом», да? Как я это понимаю, человек не образованный в духовном плане, далекая от богословия, это то состояние, в котором пребывает Бог. Райское, безмятежное, бесстрастное, вне времени и пространства, состояние, лишенное, понятно, всяких страстей. И наша, как бы, вектор, да, задача, двигаться в сторону этого состояния, но достичь этого состояния нереально. Мы не Бог, мы лишь люди, стремящиеся к Богу.

Свящ.Валерий Духанин

 — Ну вот мы вспоминаем преподобного Серафима Саровского. Когда его спрашивали, кто в духовном подвиге выше всех в Саровской обители, он говорит, что вот повар из бывших солдат. И у него,говорит, от природы характер очень такой вспыльчивый, огненный, чуть что он сразу взрывается, зато он все время кается, и он работает над собой. У него внутри идет огромная борьба, но он все-таки тянется к Богу. И за эту вот борьбу и покаяние его Господь Его наделяет вот тоже особыми дарами благодатными, понимаете? То есть у Бога свой суд о человеке. И понятно, что...

Александр Ананьев 

— Каждому по мере его?

Свящ.Валерий Духанин

 — Ну, каждому в меру свою даётся. И, значит, Господь, Он как? Он ведь не требует, чтобы человек уже был, как Адам первозданный, который сидел в раю. Вот открывалось ему знание о всех вещах, нарекал имена и пребывал в состоянии такого райского блаженства. Для нас это невозможно.Потому что мы повреждены грехом. Но Господь от нас требует посильного. То, что в нашей реальной жизни. Вот есть у тебя жена, старайся мирно решать какие-то вопросы. Есть дети, старайся не выходить из себя, чтобы взаимоотношения с детьми, они не были подобны тому, как вулкан взрывается, лава раскаленная вырывается и падает на голову тех, кто находится рядом. Потому что так ты и самого себя разоришь, и тех, кто с тобой рядом находится, ты их будешь просто губить. И люди никогда не будут равняться на пример того человека, который все время выходит из себя. То есть Господь, Он просит от нас того, что вот в обычной нашей реальной жизни мы могли бы осуществить, а каких-то запредельных таких вот целей, такой вот райское обожение, конечно, это совсем не то, о чём нужно вот размышлять. Мы никогда этого за время земной жизни не достигнем. Вот как святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что если человек будет жить тысячи лет, то все равно эти тысячи лет у него будут проявляться какие-то страсти греховные, и придется с ними бороться, потому что мы наследники вот этого испорченного естества. Но то, в чем мы можем, мы, конечно, должны проявлять в себе и силу воли, и активность, потому что, собственно, человек, он как познается? Человек познается по тому, что он оказывается выше природных проявлений, выше природных инстинктов, и может оказаться выше тех эмоций, которые подступают к нашей душе. Но для этого, конечно, нужна борьба над самим собой.

Александр Ананьев 

— Мир человеческий и мир Божий. В чем разница?

Свящ.Валерий Духанин 

— Господь есть действительно, вот тут, как вы употребляли эти философские термины, он есть абсолютное благо и соответственно, в нем есть абсолютное блаженство, как гармония всех высших этих божественных совершенств. А человек, он и добродетели человеческие, на самом деле, это есть вот некое отражение божественных совершенств. Вот любая добродетель человеческая, скажем, милосердие, смирение, потому что смирение это тоже отражение божественной черты. Господь Бог, Он абсолютно смиренен, в Нём нет ничего от гордости, это у дьявола основная черта — это гордость. А Господь, Он не навязывает даже своих чудес. Он ведет себя очень смиренным, и Его абсолютная любовь. Да, у Бога есть, конечно, всемогущество, всесовершенство. Человек это может, как отражать? Путем творческого труда, когда из ничего человек может сделать что-то, да, из глины что-то вот вылепить, в искусстве, все произведения искусства — это в каком-то смысле творческое созидание из ничего, чего-то удивительного. И каждое человеческая добродетель или достижение, это и есть тоже в каком-то смысле отражение, и пусть в минимальной степени, но воплощение того, что в Боге обретается. И мир души человеческой — это тоже отражение мира Божьего, но достигается только тогда, когда человек приходит к созвучию и гармонии с Богом, стараясь исполнять волю Божию. Мир, который царил в раю у людей, он потому и имел место, что люди пребывали в гармонии с Богом. И райское царство — это было царство гармонии любви, послушания человека к Богу. Поэтому вот в какой мере сейчас люди достигают этой гармонии, в той же самой степени они достигают и райского мира.

Александр Ананьев 

— Почему я спрашиваю? У меня есть ощущение, что у нас есть там, выйдешь на Андреевскую набережную, вот к этому прекрасному монастырю, там люди гуляют, и спросишь у них: «А вот состояние мира, в вашем понимании, это как?» Они скажут: «Ну это когда там зарплата есть, там, когда все дети здоровые, когда яблоня в саду цветет, и вообще есть сад, и есть окно в ванной». Ну вот как-то у них такое понимание мира. Но это человеческий мир, далекий от Божьего мира. А что такое Божий мир, мне однажды сказала одна матушка, жена священника, у которого деревянный храм сгорел. Я часто вспоминаю эту историю, она меня потрясла. И потом я получал подтверждение по жизни вот этой мудрости много-много раз. Когда она рассказывала о сгоревшем вот буквально за два дня до этого храме, она улыбалась. Я говорю: «Что ж вы улыбаетесь? Трагедия-то какая, ужас, беда, беда». Она говорит: «Вы не понимаете, у нас все было так хорошо с батюшкой, так все благостно было, что я боялась, что Господь нас оставил. А вот храм сгорел, я поняла, что нет, милость его с нами, и он не бросил нас, Господь». Вот он, Божий мир, храм сгорел, Господь с нами. Вообще не похоже на то, что нам ответят люди на наш вопрос на Андреевской набережной.

Свящ.Валерий Духанин 

— Ну, за всех людей, может, мы не можем отвечать, которые на Андреевской набережной находятся. Может быть, там и тоже встретятся люди, наученные жизненной мудростью, которые уже прошли много и тоже соприкоснулись с этим. Но пример, который вы привели, он просто потрясающий на самом деле. И ведь этот батюшка и матушка, они оказались верны Богу до конца. И Господь явил им испытание такое, потрясение. Ну и здесь они, как ветхозаветный праведный Иов, оказались до конца верны Богу. Господь дал, Господь взял, да. «Буде имя Господне благословенно вовеки». Но я хочу ведь напомнить, что мы же сейчас вспоминаем еще преподобного Серафима Саровского, а ведь он как и претерпел испытания. Его же как избили, да, повредили ему и позвоночник, и он был калекой, инвалидом фактически после этого, ходил согбенный, и помимо этого, сколько он понес искушений. Когда он дважды отказался от настоятельства в монастырях, то враг навел на него особую внутреннюю брань, ощущение уныния и при этом хульные помыслы. Какой тут мир? Никакого внутри. А что такое хульные помыслы? Это помыслы скверные, греховные, которые внушаются падшим ангелам, и они внутри все вот рушат, понимаете? То есть человек благоговейный сам, да, тянется к Богу, а тут идут вторжения вот этих злых, скверных мыслей и состояние уныния, полной апатии. И вот именно тогда, тогда-то он и молился тысячу дней и ночей на камне вот этом, знаменитая молитва покаянная его.

Александр Ананьев 

— То есть, всё-таки предпринимал те усилия, о тщетности которых мы говорили в начале нашего разговора.

Свящ.Валерий Духанин

 — Нет, ну тут надо понимать, что наши усилия или вот эти труды — это не какой-то станок, понимаете, по выработке благодати Божией для нас. То есть люди думают, что это некий механизм, который сам по себе вырабатывает духовные дарования. Нет. Все духовные усилия — это способ раскрыть свою душу навстречу благодати Божией. Вот в чем дело. Способ раскрыть свое сердце миру небесному, и Господь уже тогда прольет луч от благодати своей, и внутри все поменяется. И вот преподобный Серафим, он стоял с этой покаянной молитвой мытаря, «Боже, милости в буде мне грешному», и вот эти искушения отошли. И про что я хочу сказать? То, что путь христианина, он не является таким вот путем постоянной безмятежности внешней. Что вот у тебя внутри мир и покой. Это может быть очень опасное, кстати, состояние. Потому что человек, и об этом писал, впоследствии говорил в своих записках преподобный Силуан Афонский, что когда человек погружается в такое состояние безмятежности, вроде бы искушений никаких нет, и бедствия не поступают, никакие скорби его не касаются.

Александр Ананьев 

— То он перестает бодрствовать.

Свящ.Валерий Духанин

 — Да. И он начинает успокаиваться, расслабляться, и потихоньку он теряет Бога, потому что забывает об искренней сердечной молитве. И на самом деле вот Господь так устраивает, что нам посылаются по жизни все время какие-то скорби, как бы задачи, которые мы должны решать, преодолевать. И в этом решении этих задач совершается становление, взросление нашей души. Но в самом этом решении этих задач жизненных мы можем уже обретать на самом деле мир, но при каком условии? Когда мы доверяем Богу и понимаем, что мы не оставлены. Вот Господь, Он ведет нас, как отец ведет за руку своего ребенка, пусть что-то вот трудно, но родители в школу отводят ребенка своего, на какое-то время там оставляют, и уроки могут казаться не очень приятными, учителя могут строгость проявлять, но это жизненные уроки, которые необходимы, и родители отвели тебя в эту школу. Вот так же и нас, небесный отец, проводит через школу жизни, где-то кажется, что Он наставляет нас одних в решении этих задач, но Он-то про нас не забыл, Он не оставил нас, просто нужно, чтобы в эти моменты мы самостоятельно решали и выучивали эти уроки. А попечение Отца, оно постоянно. И когда вот это вот рождается ощущение присутствия Божия, то тогда появляется и сердечный мир. Ты не оставлен, а рядом Господь.

Александр Ананьев 

— Но это не просто ощущение, это данность, это факт, это как бы это объяснить? Это какая-то химическая реакция, простите мне, такое сравнение, которое ну либо есть, либо нет. Мне знаете, что вспомнилось сейчас? Мне вспомнилось то, куда уходит корнями вот это вот выражение батюшки Серафима «Стяжи дух мерен». Это же Евангелие от Матфея, глава 10. В частности, там много чего можно взять в качестве источника. «А, войдя в дом, приветствуйте его, говоря, мир дому сему». Вот дальше, интересно и очень тревожно для меня лично. «И если дом будет достоин, то мир ваш придет на него. Если же он не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится». И вот весь вопрос в том, а мой дом достоин? А я достоин? Но я абсолютно точно знаю, что апостолы приходили в мой дом. Как понять, а мой дом был достоин или нет? И есть вопрос, как бы, хорошо, если достоин, то супер, значит, у меня сейчас есть мир. Есть или нет, большой вопрос, как бы. Если достоин, то супер, значит, у меня сейчас есть мир. Есть или нет большой вопрос, как понять? Это первая часть вопроса. Вторая, а если нет, то что? Казалось бы, продолжение в Евангелии от Матфея в той же главе. Иисус говорит: «Не мир пришел я принести, но меч». Если дом, очевидно, недостоин.

Свящ.Валерий Духанин

 — Но здесь вы, конечно, Александр, потрудились так обострить ситуацию. На самом деле слова эти были сказаны совершенно в разных местах и при разных обстоятельствах. Святитель Николай Велимирович Сербский, он пояснял, что значит, что Господь говорит: «Не мир я принес, но меч». Меч разделения, да, то есть разделить между истиной и ложью, между добром и злом.

Александр Ананьев

 — Между агнцами и волчищами.

Свящ.Валерий Духанин 

— Ну элементарно, вот в каком-то там, значит, коллективе, вот они собираются, чтобы выпить, да, вот и что, они не с нами, что ли? Вот мы же они собираются, чтобы выпить, да? Вот ты что, они не с нами, что ли? Вот мы же все пьем, и ты с нами пей. А то, что ты через вот это соучастие можешь погубить и свою душу, и им потворствуешь. Вот тут как раз говорит Спаситель, что не мир, а меч и разделение. Отделяйся вот здесь, вот здесь просто отделяйся. Если говорят, вот мы блудим, и ты блуди. Нет, тоже Господь проводит разделение между блудом и целомудрием, чистой и грязной жизнью. Об этом идет речь. А то, что апостолы, это ведь то, что вообще для нас должно быть естественно. Всегда, где мы появляемся, даже среди блудников, мы все равно их должны мирно приветствовать, потому что они ведь, ну, оступились где-то, понимаете? И по большому счету все мы, существа и блудные, и грешные, гордые, пропитанные всеми страстями, поэтому, когда мы встречаем другого такого человека, то мы понимаем, что и мы такие же, как и он. И Его мы должны приветствовать, но не потакать, конечно, каким-то греховным вот этим предложениям. И там уже, конечно, ну мир как? Почить на этом доме или на нашем доме? Тут же все понятно, что насколько мы сами обращаемся к Богу, настолько и мир, мир Божия он посещает наш дом. А если в нашем доме царят страсти, ругань постоянная, грызня, если муж с женой как кошка с собакой, что как в клетке хищники сидят и не съедают друг друга.

Александр Ананьев 

— Это нормально, враги человеку домашние, его отец Валерий.

Свящ.Валерий Духанин 

— Тут вы еще более начинаете, конечно. Обострять. Ну тут нет, там когда, тогда я хорошо, я еще обострю, при этом Господь говорит: «Любите врагов ваших». Даже если домашние — тебе враги, Спаситель говорит: «Любите врагов ваших». В конечном итоге ко всем должна быть любовь. Но иногда бывает, что домашние тоже кому-то, может быть, препятствуют. У преподобного Паисия Святогорца у него и братья. Что интересно, старший брат, не помню старший или нет, но один из братьев он дожил до 2000-х годов уже, и когда фильм снимался о жизни старца Паисии, он там говорит, что вот, конечно, мы его попрекали: " Зачем ты так постишься строго, молишься" и так далее. То есть в каком-то смысле вот это разделение происходило. Хотя сам старец Паисий, он конечно, будучи маленьким, любил своих братьев. И это бывает в наших домах, когда кто-то ведет себя по отношению к нам как враг, не поддерживая нас в нашем главном жизненном выборе. Но мы все равно призваны его любить. Вот вспоминаю первохристианскую книгу, одну из первохристианских книг «Дидахе», по-гречески «Дидахе тон додека апостолон» (Διδαχὴ Κυρίου διὰ τῶν δώδεκα ἀποστόλων τοῖς ἔθνεσιν), Учение 12 апостолов. И там отражается жизнь первохристианских общин. И там есть такие слова «Вы же любите ненавидящих вас, и не будет у вас врага». То есть берется цитата из Священного Писания, из Евангелия, и она расширительно так вот толкуется. Вы любите тех, кто ненавидит вас, и у вас самих не будет врагов.

Александр Ананьев 

— Любите свою работу, и тогда не будете работать ни единого дня в своей жизни.

Свящ.Валерий Духанин

 — Нет, ну тогда вы будете воспринимать это не как работу, а как любимое занятие, как хобби какое-то.

Александр Ананьев 

— На радио Вера клирик Николо-Угрешской семинарии , священник Валерий Духанин. Короткая фраза «Стежи духмерин и тысяч на тысячи спасутся» о ней можно говорить часами буквально и я думаю что но по сути вот тот путь служения который вы избрали он в конечном итоге сводится конечно к другому вот если уж конечную цель брать. Но вот как я себе представляю вашу счастливо сложившуюся жизнь. Вы просто вот так окружили себя прекрасными людьми, замечательными книгами и целыми днями обсуждаете, в частности, вот эту вот фразу батюшки Серафима, что же такое «Стяжать дух мирен» и что значит «Спасти тысячи вокруг себя?» Да? Не разочаровывайте меня, скажите: «Да», — и мы продолжим.

Свящ.Валерий Духанин 

— На самом деле, конечно, в жизни и у меня тоже происходят разные ситуации, когда не очень удается сохранять дух мирный. И, может быть, даже это происходит каждый день, если так прямо сказать.

Александр Ананьев 

— Не будьте себе столь строги. Это ведь тоже, не забывайте, одна из форм гордыни. Если я правильно понимаю.. Слушайте, у меня вот какой вопрос. Он личный и он бестактный в каком-то смысле. Как по вашему ощущению будет? Допустим, в Москве живет сейчас 18 миллионов человек. Мы не знаем, я подчеркну, сколько из этих 18 миллионов человек спасется. Но вы опытный священник вы опытный богослов, вы и прочитали и создали немало важных текстов. У вас есть представление оно может быть истинным может быть ложным, но оно ваше. Сколько из этих 17 миллионов спасётся?

Свящ.Валерий Духанин 

— По-моему, вначале вы сказали 18 миллионов.

Александр Ананьев 

— 18, хорошо, 18. Ну, не исключено, что за это время они уехали в отпуск в Алушту. Миллион. 18 миллионов, хорошо. Ну, хорошо, из 100 человек сколько спасется?

Свящ.Валерий Духанин 

— Спасется ровно столько, сколько откроет свое сердце Христу и сколько хотя бы даже просто в предсмертный свой миг скажет : «Господи, прости меня грешного». И мы не можем это подсчитать. Мы не знаем пути Господних. Человек может всю жизнь жить как попало, а на смертном одре уже раскается. Вот я из одного патерикового сказания вспоминаю, как жил один подвижник, да, и там, не буду описывать историю, в общем, а в городе была одна блудница, и значит, однажды к подвижнику приходят люди, и он спрашивает: «А кто из святых умер вот сейчас? Я видел, как душа от земли восходит к небу, сопровождаемая светлыми ангелами. От монастыря». А там был женский монастырь у этой обители. И подвижник говорит: «Кто там из монахинь, подвижниц этой обители, почил сейчас, потому что видел светоносную душу». Ему говорят: «Никто там не умер, но умерла известная блудница, которая оказалась прямо рядом с воротами этой обители, но не войдя почила рядом». И подвижник тогда помолился и ему было открыто, что эта блудница, которая всю жизнь себя посвящала всяким срамным делам, она настолько вот раскаялась, что решила всецело уже порвать с прошлым и стать монахиней. Но когда дошла до врат обители, Господь дальше ее уже не допустил и забрал уже тут ее душу. Причем люди, все, которые ее знали до этого, они видели что? Ее жизненный путь, что пред всеми она была просто блудница, и всё. А подвижнику открылось, что душа её ради этого покаянного стремления уже снискала милость Божию и была принята Господом в рай. Ну, я не знаю, может быть, ей не полезно было там в монастыре жить...

Александр Ананьев 

— Ну да, здесь пути Господни действительно неисповедимы, может быть, это был пик её какой-то такой.

Свящ.Валерий Духанин 

— Да. Есть ведь такая вот даже евангельская притча про то, как зерно попадает в землю, вначале оно произрастает вот маленький росток, потом колос, потом полное зерно в колосе, и когда наступает время жатвы, сказано, тотчас же посылается серб. И святые отцы, они так толкуют эту притчу, что человек забирается на пике своего максимального духовного раскрытия. Когда он уже наиболее душой своей открывается и приближается к Богу. Тогда Господь посылает серб, и человек пожинается из жизни земной, чтобы на максимальном своем уровне уже перейти в другой мир.

Александр Ананьев 

— Вы натолкнули меня на такие спорные рассуждения внутри. Сидит во мне такой бурчащий такой старик, который мог же прожить жизнь, как попало, в удовольствие, а потом как-то под конец уже покаяться нет. Зачем ты в разгар, так сказать, физического своего расцвета, зачем ты решил вести нравственную жизнь?

Свящ.Валерий Духанин 

— Ну вообще для неофита не подходят такие вопросы.

Александр Ананьев

 — Не подходят. Но это у меня внутри.

Свящ.Валерий Духанин

 — Да мы-то священники на самом деле очень радуемся, когда человек, пусть он прожил как попало, но в конце вдруг в нём такая решительная перемена. И бывают удивительные просто исповеди, такие генеральные исповеди, когда человек действительно переосмысляет всё, что было, и вроде бы предыдущая жизнь — это как плохо выученный урок, что ли, с одной стороны. А с другой стороны, он извлёк самый правильный урок, что вот я пред Богом грешный человек, я не могу оправдаться своими делами, «Боже, прости меня грешного». И может быть, вот именно ради этого смирения он окажется выше тех, которых всю жизнь сторонился, значит, противопоставлял себя всем падшим, грешникам. Думал, что он добрыми своими какими-то делами, подвигами зарабатывает у Бога себе место в раю. Потому что здесь есть некая корысть, как бы подсчет своих добрых услуг, а там человек понимает, что нечем ему оправдаться, и он полагается всецело на Христа как на Спасителя. А Спаситель пришел грешных спасти, а не тех, кто думает о себе как о праведнике.

Александр Ананьев 

— У нас осталась минута. За эту минуту, к сожалению, у нас время пролетело незаметно. Этой теме можно было бы больше времени посвятить, но я не рассчитал. Тысячи вокруг тебя спасутся. Правильно ли я понимаю, что если уж мне, будем откровенны, не суждено стяжать дух мирен в силу своих слабостей, то хотя бы тогда батюшка Серафим как бы говорит: «Саш, ну ты тогда держись хотя бы тех, кто стяжал или сможет стяжать, и тогда у тебя будет шанс».

Свящ.Валерий Духанин 

— Неожиданный такой поворот в последнюю минуту, то значит вы упоминали 18 миллионов... Но, кстати, если среди них есть хотя бы там одна тысяча, или сколько-то, то отталкиваясь от этой тысячи стяжавших дух мирен, уже тысячи вокруг них спасутся. А мы, конечно, когда мы видим таких людей, да, и опираемся на них, уже стяжавших дух мирный, то и у нас самих становится мирно на душе. И это тоже для нас какой-то урок. Это тоже для нас духовная поддержка. Но также для нас поддержкой и сами святые: преподобный Серафим Саровский, Силуан Афонский, Паисий Святогорец, вот кого мы уже упоминали, и прочие святые. И даже если мы обращаемся к их житиям и говорим о них, и молимся их, мы же понимаем, что они ведь не мёртвые, они живые.

Александр Ананьев 

— У Бога нет мёртвых. И мы фактически вокруг них, получается.

Свящ.Валерий Духанин 

— Да, Бог есть наш, есть Бог живых, а святые — это живые, которые находятся пред Богом живым. И вот от них мы тоже черпаем дух мирен, научаемся, чтобы нам посреди наших дней, наполненных всевозможными соблазнами, хотя бы малую крупицу мира тоже стяжать.

Александр Ананьев 

— Спасибо вам огромное! Это был прекрасный час! С наступающим вас праздником, друзья! Завтра обязательно сходите на службу, посвященную памяти преподобного Серафима Саровского. Мы с Алечкой обязательно тоже отпразднуем годовщину своего венчания. Это большой день для нас. Сегодня мы беседовали с клириком Николо-Угрешеской семинарии с священником Валерием Духаниным. Спасибо, отец Валерии. Я, Александр Ананьев, прощаюсь с вами ровно на неделю. Всего доброго!


Все выпуски программы Светлый вечер

Вера

Последние записи

Деяния святых апостолов

Деян., 6 зач., II, 38-43 Как христианину правильно организовать свою жизнь? Существуют ли какие-то рекомендации…

09.05.2024

«Любовь — христианский взгляд». Прот. Павел Великанов

У нас в гостях был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов. Мы говорили…

08.05.2024

«Вера и социальное служение». Наталья Москвитина

У нас в гостях была журналист, основатель фонда «Женщина за жизнь» Наталья Москвитина. Наша гостья рассказала о своем пути…

08.05.2024

Пасхальные традиции Румынии

Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху,…

08.05.2024

«Волшебные мгновения»

Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать…

08.05.2024

8 мая. О любви Господа к распявшим Его

Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что…

08.05.2024

This website uses cookies.